|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «8—16» Научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности»Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности» – Валерия Сергеевна Мухина. В.С. Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем, действительный член Российской академии образования и Российской академии естественных наук, член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, награждена Золотой медалью РАО за вклад в науку, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, соучредитель и главный редактор журнала «Развитие личности», член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ, председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук, председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научнопрактической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Область научных интересов В.С. Мухиной: человек на всех этапах возраста; психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение и состояния человека в экстремальных условиях; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. Валерия Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных: низших и человекообразных обезьян. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ имени В.И. Ленина. С 1962-го преподавала на кафедре психологии МГПИ; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972-м – докторскую. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой психологии развития МПГУ. С 1992 по 1998 год – одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под ее руководством стал выходить журнал «Развитие личности» – сегодня один из ведущих профессиональных периодических изданий России. В.С. Мухина около пятидесяти лет работает с детьми, подростками и молоджежью. В конце 1950-х – начале 1960-х годов на базе Московской клинической психиатрической больницы имени П.П. Кащенко в течение семи лет осуществляла работу с использованием ручных и дрессированных животных с целью психологического сопровождения и оказания поддержки психически больных детей и подростков. В.С. Мухина – автор дневника о развитии ее сыновей-близнецов – уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим и личностным развитием двух мальчиков – от рождения до семи лет (пять изданий: «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004). Сыновья в настоящее время: А.А. Хвостов – доктор психологических наук, профессор МПГУ; К.А. Хвостов – кандидат психологических наук, доцент. В 1960–1970-х годах исследовала знаковую функцию сознания в контексте развития графических образов у детей (монография «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В.С. Мухина выявила: психологическую одновременность вхождения ребенка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений; постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребенка в сфере его действий с предметамизаместителями и в развитии рефлексии. С 1970-х годов разрабатывала концепцию развития личности через механизмы идентификации и обособления; на основе этой концепции обосновала принципы психологической поддержки с учетом возраста, пола, этнической принадлежности и типа депривации человека. Ряд положений В.С. Мухиной обобщен в ее книге «Рождение личности», изданной на английском и других иностранных языках (на языке оригинала не опубликована). В 1975–1980 годах В.С. Мухина предложила теорию исторического и онтогенетического развития пяти структурных звеньев самосознания, в систему которых были включены: 1 – эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 – притязание на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 – социально-нормативное пространство личности – ее права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии личности, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами. Под руководством В.С. Мухиной в течение многих лет продуктивно осуществлялась психологическая помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф: землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Армения, 1988–1989); авария на Чернобыльской АЭС (1992–1999); теракт в Буденовске (1995), теракт в Беслане (2004). В.С. Мухина активно участвует в течении многих лет в реализации федеральной программы РАО «Дети России» («Дети Чернобыля»; «Дети-сироты»; «Дети-инвалиды», а также «Одаренные дети»), разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы коррекционного сопровождения детей. В 1992–1999 годы возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». В.С. Мухина – автор концепции и практических разработок для каби& нета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для диагностики и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации. В.С. Мухина является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации. А-тест запатентован и используется по назначению и сегодня – в 2008 году. С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ В.С. Мухиной разрабатывалась «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и по настоящее время разрабатывается программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». Под руководством В.С. Мухиной системно проводятся этнопсихологические исследования в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: Север и Дальний Восток России – экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985–2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992–2001; Южный Сахалин и острова Курильской гряды: экспедиция по изучению ментальности населения восточной окраины России, 2007–2008 гг.; Бурятия: экспедиция по изучению особенностей этнического сомосознания бурят в контексте их отношений с бурятами Монголии и Китая, 2008 г. Под руководством В.С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина; а также в странах дальнего зарубежья: Болгария, Германия, Греция, Испания, Польша; Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия; США, Куба, Колумбия; Ангола, Чад, Бенин, Сан-Томе и Принсипе, Намибия, Эфиопия и в других странах. В.С. Мухина – автор более четырехсот печатных трудов, в том числе более 50 книг, изданных в России и за рубежом. Среди книг: Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. М., 1969, 2-е изд. 1997; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография. М., 1981; Рождение личности. М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском; Детская психология: Учебник. М.; Л., 1975, 1985, 1992 (переведен на многие иностранные языки); Психология детства и отрочества: Учебник. М., 1997; Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999; Таинство детства: В 2 т. Три издания: М., 1998; СПб., 2000; Екатеринбург, 2004; Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник. М., 2007, 11-е изд.; Личность: мифы и реальность. Екатеринбург, 2007. Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной признана в отечественном психологическим сообществе и широко известна за рубежом. Своим возникновением научная школа В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 года по настоящее время); коллектива Института развития личности РАО (с 1992 по 1998); ее учеников, аспирантов и докторантов. Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год – год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, (затем переименованной в кафедру психологии развития). Фактически становление школы происходило на протяжении 70–80-х годов XX столетия. Становление научной школы В.С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955–1962) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы имени П.П. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962 года); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии – кафедры психологии развития (1988) и руководству Институтом развития личности РАО (1992–1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 года, когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих учеников и последователей. Изначально в сферу научных интересов В.С. Мухиной входили психологические исследования знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в области детской психологии, В.С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии на себя и на других. Эти тенденции в развитии определяют развитие феноменологических основ личности – как позитивных ее достижений, так и негативных образований. К числу основных направлений научной школы «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация–обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации». Основными теоретическими позициями научной школы В.С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – внешние условия; 2 – генотип, врожденные особенности; 3 – внутренняя позиция. При характеристике личности на этапах онтогенеза учитываются особенности социальной ситуации, определяющей ее бытие и развитие. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – природная реальность; 4 – социальнонормативная реальность. В эти реальности человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Помимо исторически обусловленных и феноменологически представленных в человеческой культуре реальностей В.С. Мухина выявила и описала пятую реальность – реальность внутреннего пространства личности. Эту реальность формируют: внешние реальности – условия развития и бытия человека как личности, особенности генотипа и внутренняя позиция самого человека. Механизмы развития и бытия человека как личности, выявленные и описанные В.С. Мухиной, представлены как пара «идентификация – обособление». Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции автора идея механизмов «идентификация – обособление» уже давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультировании и психологическом сопровождении. В результате исследований в сфере самосознания личности В.С. Мухиной была построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории, во все периоды человеческого развития, независимо от геоисторического момента жизни этноса, всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев: 1 – эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я; 2 – притязания на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); 5 – социально-нормативное пространство личности: права и обязанности. Универсальность этой структуры была выявлена В.С. Мухиной при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под ее руководством в России и за рубежом. В контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья самосознания получают свое специфическое наполнение. Понимание тенденций этого наполнения самосознания дает возможность диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и с этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этническим капсулированием, этнической агрессией и др. В.С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через структурные звенья, – в частности через анализ особенностей содержательного наполнения каждого из звеньев в зависимости от менталитета этноса. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от социального окружения, от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции. Звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а также его индивидуальные позиции в мире. За время существования школы написано более 70 монографий, подготовлено 20 докторов, более 150 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников, учебных пособий и хрестоматий для высшей и средней школы, разработаны концепция, комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога. В.С. Мухиной выдано три патента:
Под руководством В.С. Мухиной защищено 14 докторских и 69 кандидатских диссертаций. Она руководит аспирантами и докторантами через все формы обучения: очную, заочную, а также через систему соискательства. В число представителей научной школы В.С. Мухиной в России, странах СНГ и мире входят много ученых. В России: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, проректор по научной работе Столичной гуманитарно-финансовой академии Г.В. Семья (Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета Р.В. Овчарова (Психодиагностика детей и подростков), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина (Психокоррекция стиля взаимодействия), г.Москва; доктор психологических наук, профессор А.А. Симанкова (Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия), г. Краснодар; доктор психологических наук, зав. кафедрой детской психологии Педагогического института ЮФУ А.В. Черная (Развитие личности в контексте традиций игровой культуры), г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет; кандидат психологических наук, доцент, генеральный директор Департамента образования и науки администрации Красноярского края (1996–1998), директор НОУ интернат-лицей «Подмосковный» А.А. Ярулов (Проблемы воспитания и развития личности), п. Коралово Московской обл.; кандидат психологических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор МГППУ Т.Н. Счастная (Психодиагностика и психокоррекция детей и подростков), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир (Особенности этнического самосознания народностей Севера), г. Москва; кандидат психологических наук А.В. Волосников (Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий), г. Краснодар; кандидат психологических наук, докторант кафедры психологии развития МПГУ Т.Ц. Дугарова (Особенности этнического самосознания бурят), г. Улан-Удэ; кандидат психологических наук, профессор, зам. зав. кафедрой психологии развития МПГУ, соискатель докторантуры З.И. Айгумова (Этническое самосознание молодежи и проблемы биэтнических браков), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ Н.И. Алексеева (Особенности развития готовности к сопереживанию у детей дошкольного и младшего школьного возраста), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ В.Я. Кисленко (Психологические особенности усвоения детьми правил обращения с предметами), г. Москва; кандидат педагогических наук, доцент, соискатель-докторант кафедры психологии развития МПГУ Н.Г. Осухова (Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, зам. декана по науке факультета педагогики и психологии МПГУ, докторант кафедры А.С. Обухов (Психологические особенности сопровождения человека в современных условиях преемственности традиционных культур); кандидат психологических наук, доцент Л.М. Проценко (Психология человека в экстремальных условиях профессии); кандидат психологических наук, доцент, зам. декана по учебной работе факультета педагогики и психологии МПГУ Т.Н. Сахарова (Эмоционально-волевая сфера в пожилом возрасте); докторант кафедры психологии развития МПГУ, кандидат психологических наук Е.А. Манчилина, Ю.-Сахалинск; соискатель-докторант кафедры психологии развития, кандидат психологических наук Л.А. Цыбаева, Ю.-Сахалинск; соискатель-докторант кафедры психологии развития МПГУ, кандидат психологических наук Е.В. Афонасенко и др. В странах СНГ: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогике и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце (Социальная адаптация детей группы риска), Латышская Республика; кандидат психологических наук, писатель В.А. Левин (Художественное восприятие у детей), Украина; кандидат психологических наук Ж.К. Султангалиева (Поведение трудных детей в ситуации депривации), Казахстан; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е.И. Валитова (Психология детской личности), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С.Е. Рыжикова (Психология детской личности), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л.А. Девис (Психология детской личности), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С.Б. Данилюк (Психология детской личности), Украина; доктор психологических наук, профессор Е.В. Некрасова (Самосознание личности), Казахстан; кандидат психологических наук Т.А. Талалуева (Межэтнические отношения казахского и русского этносов), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомельского ПУ С.А. Хазей (Психология детской мифологии), Беларусь; кандидат психологических наук М.А. Варданян (Этническое самосознание армянской молодежи), Армения и др. В дальнем зарубежье: кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г.Е. Иванова (Межличностные отношения детей), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У.Лувсандандар (Этническое самосознание внутри традиций разных культур), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М.Т. Бурке Бельтран (Развитие детской личности), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г.А. Маджаров (Развитие детской личности), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О.Мендес (Особенности этнического самосознания детей Колумбии), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А.И. Усман (Механизмы психического развития личности), Чад; доктор психологических наук, преподаватель университета Дели С.Дасгупта (Особенности структуры самосознания студенческой молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов), Индия; доктор психологических наук М. Огнин (Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина), Бенин; кандидат психологических наук М.М. Тульчинский (Особенности притязаний в позднем возрасте), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон (Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи), Вьетнам; психолог А. де Сейта Куарежма (Современное состояние родовых культур), Сан-Томе и Принсипи; доктор психологических наук Ц. Лю (Этническое самосознание китайской молодежи), Китай; доктор психологических наук Д.Н. Шино (Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции и др.), Намибия; психолог, аспирант кафедры психологии развития МПГУ О.Ж. Канжунгу (Особенности этнического самосознания в контексте родовых трудностей и современных тенденций интеграции культур), Ангола и др. В течение 40 лет издаются программы, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие – Министерством образования и науки РФ, для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Коллектив кафедры психологии развития, возглавляемой В.С. Мухиной, принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по психологическим и педагогическим специальностям. На основе концепции структуры самосознания выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах. Помимо программ, учебников и учебных пособий результаты научных достижений отражены в научно-популярных фильмах и научно-популярных передачах на ТВ и радио: фильмы «Я и другие» (5 частей), Киевнаучфильм, 1972 (реж. Ф. Соболев; автор и постановщик экспериментов – В.С. Мухина); «Эхо наших эмоций» (2 части), Киевнаучфильм, 1977 (реж. А. Макульский; автор и постановщик экспериментов – В.С. Мухина); «Начало личности» (1 часть), Киевнаучфильм, 1988 (реж. Л. Михалевич; сценарий и постановка эксперимента – В.С. Мухина). Кроме того, снят ряд видеофильмов на студиях г. Москвы и г. Канска (написание сценариев и постановка экспериментов осуществлялись творческой группой научной школы под руководством В.С. Мухиной). В рамках концепций школы работает больше 20 докторов и 170 кандидатов наук в регионах России, странах СНГ и за рубежом. Их деятельность координируют В.С. Мухина и ее ученики. В последние годы школа «Феноменология развития и бытия личности», не оставляя разрабатываемые ранее направления, начала научное и практическое освоение проблемы «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI веке». В этой связи разрабатываются и вводятся в науку новые, принципиально значимые понятия (этнический авторитаризм; психологическое этническое капсулирование; межэтническая стигматизация; межэтническая толерантность; «Межэтническое избегание; микширование традиционных этнических ориентаций; аккультурационная межэтническая толерантность и др.), которые позволяют формулировать проблемы личности и этносов в контексте аккультурационных процессов в период переустройства миропорядка и выраженной интернализации. В конечном итоге новые понятия, соединяясь с уже утвердившимися в науке, расширяют и конституируют тезаурус научной школы, позволяют формулировать новое видение концепции феноменологии бытия и развития личности в контексте изменяющегося мироустройства и человеческого сознания. Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» – живое, активно действующее направление современной психологии личности. Ядро научной группы – ориентированные на поиск истины о феноменологии развития и бытия личности ученые, которые дорожат своей репутацией и стремятся следовать заповеди: «Честность в науке важнее всего». Отношения в рамках научной школы строятся на паритетных началах. При равенстве каждого члена сообщества провозглашаются ценностные ориентиры: свобода, дисциплина, самостояние, ответственность за себя, ответственность за каждого члена школы.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |