|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «33—60» Множественность различий нравственности и моралиЭтика – наука о поведении человека с точки зрения добра и зла Этика – это наука о поведении человека (индивида и общества) с позиций добра и зла, а не «наука о морали и нравственности», как считают многие специалисты, занимающиеся вопросами этики. Некоторые из них признают, что у «морали» и «нравственности» есть некоторые «смысловые оттенки», но особого значения им они не придают [1]. Другие же авторы прямо призывают и впредь использовать эти понятия, как синонимы, не задумываясь о каких-либо смысловых «оттенках» [2]. Между тем полная идентификация морали и нравственности обедняет этическую мысль и на руку только тому, кто стремится действовать не по совести, а «в соответствии с законами», которые (отметим!) лоббирует сам или же через подручных. тождествление морали и нравственности обедняет этическую мысль За период «демократизации» нашему обществу довелось познакомиться с немалым числом индивидов, нагло орудующих на виду всей страны, «не нарушая законов» и полностью в духе корпоративной морали: их однодельцы от них не отворачиваются и практики изгнания из своей среды подобных индивидов пока что нет. Но действуют они явно безнравственно. К примеру, про некоторых многим так и хочется сказать «сволочь!», но ведь за то, что индивид «сволочь», санкций не предусмотрено, даже если он и действует, как «сволочь». Само же это понятие, пришедшее с давних времен, изменило свой смысл. Раньше «сволочью» называли веревку, которой захватчики отмеряли число плененных низкого звания. Пленных князей считали по именам, тех, кто немного ниже рангом, – по головам, а всех прочих сволакивали в одну кучу и обмеряли по окружности веревкой определенной длины: «одна сволочь» (некоторое число индивидов), «вторая сволочь»… Теперь это слово говорит не о социальном положении индивида, а о его личных качествах: если раньше к числу «прочей сволочи» относили только индивидов низкого социального положения, то теперь «сволочью» нередко бывают и «князья» – от политики, от бизнеса… Но, как мы уже сказали, общество от подобных типов не отворачивается. И продажность индивида – постоянная готовность его обменивать чувство собственного достоинства на какую-либо очередную выгоду – уже мало кого смущает. А некоторые профессиональные группы граждан даже сделали продажность атрибутом своей профессии. Читатель легко догадается, кого мы имеем в виду. Рассмотрим табл. 1, в которой представлено сравнение нравственности и морали.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |