|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «60—89» Онтологическое пространство переживания: структурно-динамическая характеристика в норме и при патологииОт онтологии – к онтологическому пространству переживания Известно, что некоторая степень отстраненности бывает полезной, когда необходимо справиться с трудным переживанием. Известно также, что обращение к богу приносит страдающим людям успокоение и облегчение. Этот опыт существует в повседневной жизни и передается из поколения в поколение. Наряду с этими фактами в экзистенциальной философии, психологии и психотерапии существуют представления об онтологии как «учении о бытии как таковом, выделенном из учений о бытии объектов» [1]. М. Хайдеггер рассматривал бытие-в-мире «как таковое» и говорил, что онтологическая постановка вопроса о бытии имеет свои преимущества [2]. В то же время М.Бубер критиковал его за то, что он оторвал бытие от человека [3]. Это противоречие было по-своему преодолено Л. Бинсвангером в его концепции Dasein-анализа, в которой он соединил онтологию М. Хайдеггера с психодинамическими представлениями З. Фрейда [4]. Понятие «миропроект» Л. Бинсвангера включало в себя горизонт опыта, который ограничивает бытие и возможности обхождения с реальными жизненными ситуациями. М. Шелер [5], В. Франкл [6] и вслед за ними П. Тиллих [7] рассматривали онтологические аспекты бытия, прежде всего, как соотнесение с наивысшей ценностью – с богом. В антропологических представлениях А. Лэнгле вера в бога окончательно была отделена от психотерапии, а онтологический смысл – от экзистенциального [8]. Он, как и В. Франкл, считает, что онтологический смысл непостижим («не знаю, есть ли бог»), а экзистенциальный смысл представляет собой способность человека ответить на конкретный запрос жизни. А. Лэнгле развил представления В.Франкла об экзистенциальном повороте, как о ноодинамике – форме духовно-персональной активности, в результате которой человек способен давать осмысленный ответ на запрос ситуации [9].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |