|
|||
Авторизация
|
АрхивСтр. «186—212» Язык науки1. Термины в науке Возникновение и эволюция научных терминов В этом параграфе мы попытаемся рассмотреть некоторые металингвистические проблемы языка науки. Нам прежде всего хочется ответить на следующий вопрос: как возникают и эволюционируют научные термины, почему и как мы их понимаем? Как это ни странно, говорить об этом совсем не просто. Со школьных лет нам внушается иллюзорное представление о некой безусловной строгости и точности суждений в науке. Отсюда кажется, что в науке мы должны были бы столкнуться с тем, что термины, или хотя бы часть из них, появляются не так, как появляются новые слова в обыденном языке. До сих пор широко распространено представление о том, что терминам нужно давать определения в строгом логико-лингвистическом смысле этого слова. Это означало бы, что когда вводится новый теоретический термин, то за ним раз и навсегда закрепляется четкое смысловое содержание, выраженное определяющей его фразой (или фразами). В действительности это конечно совсем не так. И изящные концепции семантики языка науки (Карнана и др.) строились не индуктивно, не как теория, пытающаяся осмыслить и систематизировать реально наблюдаемые факты, а дедуктивно, как некоторая идеализированная, логически совершенная схема – программа для будущего. Если ктото все же захочет посмотреть, так с формально-логических позиций можно подойти к анализу научной терминологии, то ему мы рекомендуем обратиться к <…> книге Хаттена «Язык современной физики» [1]. Значительно более интересным нам кажется другой подход – всесторонний, не предвзятый в теоретическом отношении анализ всего семантического многообразия терминологии. С этих позиций написана недавно вышедшая книга Ачинстейна [2]. Встав на этот путь, можно сделать много интересных, как нам кажется, наблюдений, но и здесь вряд ли можно надеяться, что удастся построить какую-либо достаточно общую теорию, объясняющую все многообразие наблюдаемых явлений.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |