Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2009 / Диалог субъектов в поле научного знания: автор и его читатель

Личность в контексте культуры

Стр. «12—23»

Валерия Мухина

Диалог субъектов в поле научного знания: автор и его читатель

 

Аннотация: Обсуждаются: значимость позиций автора и его читателя в диалогах – субъектов по поводу идей, теорий и тезауруса научной монографии; посредническая позиция автора между идеями Великого идеополя и научной элитой – читателями научных монографий; значение фундаментальных идей для приумножения общественной исторической силы.

Ключевые слова: идеи и тезаурус научных монографий; Великое идеополе общественного сознания; диалог субъектов в поле научного знания (автор – монография – читатель).

Annotation: Discussed: the significance of the positions of the author and his reader as the subjects in the dialogues about the ideas, theories and thesaurus of the scientific monograph; author’s mediatory position between the ideas of the Great ideology field and scientific elite as a reader of the scientific monograph; the importance of the fundamental ideas for increasing social historical power.

Keywords: ideas and thesaurus of scientific monograph, Great ideology  field of social consciousness, subjects’ dialogue in the context of the scientific knowledge.

Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития

В.О. Ключевский

Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту

М.М. Бахтин

Диалоги глубинно представляли агон – борьбу противоположных мнений

Диалог (греч. dialogos – беседа) – с древних времен сложившийся жанр философии, состоящий в собеседовании или споре двух или более лиц. Вслед за предшественниками и учителями великий Сократ развивал и оттачивал свое словесное мастерство в изустных диалогах со своими учениками в поисках истины и подлинного знания. В дальнейшем диалог получил развитие у Платона («Диалог», «Кристон», «Федон», «Пир», «Филеб», «Федр», «Теэтет» и др.), у его современника Ксенофонта («Воспоминания», «Пир»), у Лукиана («Разговоры богов», «Разговоры гетер», «Разговоры в царстве мертвых») и др.
Теперь это были не только устные дебаты, но и книги – представляющие диалоги в зримых знаках языка и позволяющие перечитывать, переосмысливать зримое поле идей в соответствии с особенностями психических функций и уровнем культуры читателя.

Диалоги древних философов, писателей, поэтов глубинно представляли агон – борьбу противоположных мнений. Здесь в диалогах проявляется драматизм сталкивающихся идей. Л.Ф. Лосев писал о греческих диалогах, что в них «бывает внутренний драматизм борющихся идей, противоположных убеждений» [1].

Аристотель был творцом новой формы – научного дискуссионного диалога. Он же развивал новые постдиалогические формы.

Позднее диалог получил свое распространение в XVII–XVIII вв. во Франции (Б. Паскаль, Ф. Фенелон, Д. Дидро). Еще позднее диалог стал предметом изучения психолингвистики, психологии речи и других отраслей знаний. Сегодня диалог используется в качестве: композиционно-речевой формы высказывания; формообразующего принципа поиска сложных идей и др.

Расширение понятия «диалог»

Особое значение в развитии понимания диалога приобрели труды М.М. Бахтина, который существенно расширил значения этого понятия.

М.М. Бахтин постоянно обсуждал сущностные особенности высказывания литературного героя в диалоге, позицию автора как «объемлющую реакцию» внутреннего, контекстного диалога [2]. При этом исследователь ввел расширительное понятие – «диалоги цельных людей», когда «ценностный центр лежит в обсуждаемых проблемах» [3].

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности