|
|||
Авторизация
|
Личность в контексте культурыСтр. «12—23» Диалог субъектов в поле научного знания: автор и его читатель
Аннотация: Обсуждаются: значимость позиций автора и его читателя в диалогах – субъектов по поводу идей, теорий и тезауруса научной монографии; посредническая позиция автора между идеями Великого идеополя и научной элитой – читателями научных монографий; значение фундаментальных идей для приумножения общественной исторической силы. Ключевые слова: идеи и тезаурус научных монографий; Великое идеополе общественного сознания; диалог субъектов в поле научного знания (автор – монография – читатель). Annotation: Discussed: the significance of the positions of the author and his reader as the subjects in the dialogues about the ideas, theories and thesaurus of the scientific monograph; author’s mediatory position between the ideas of the Great ideology field and scientific elite as a reader of the scientific monograph; the importance of the fundamental ideas for increasing social historical power. Keywords: ideas and thesaurus of scientific monograph, Great ideology field of social consciousness, subjects’ dialogue in the context of the scientific knowledge. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития В.О. Ключевский Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту М.М. Бахтин Диалоги глубинно представляли агон – борьбу противоположных мнений Диалог (греч. dialogos – беседа) – с древних времен сложившийся жанр философии, состоящий в собеседовании или споре двух или более лиц. Вслед за предшественниками и учителями великий Сократ развивал и оттачивал свое словесное мастерство в изустных диалогах со своими учениками в поисках истины и подлинного знания. В дальнейшем диалог получил развитие у Платона («Диалог», «Кристон», «Федон», «Пир», «Филеб», «Федр», «Теэтет» и др.), у его современника Ксенофонта («Воспоминания», «Пир»), у Лукиана («Разговоры богов», «Разговоры гетер», «Разговоры в царстве мертвых») и др. Диалоги древних философов, писателей, поэтов глубинно представляли агон – борьбу противоположных мнений. Здесь в диалогах проявляется драматизм сталкивающихся идей. Л.Ф. Лосев писал о греческих диалогах, что в них «бывает внутренний драматизм борющихся идей, противоположных убеждений» [1]. Аристотель был творцом новой формы – научного дискуссионного диалога. Он же развивал новые постдиалогические формы. Позднее диалог получил свое распространение в XVII–XVIII вв. во Франции (Б. Паскаль, Ф. Фенелон, Д. Дидро). Еще позднее диалог стал предметом изучения психолингвистики, психологии речи и других отраслей знаний. Сегодня диалог используется в качестве: композиционно-речевой формы высказывания; формообразующего принципа поиска сложных идей и др. Расширение понятия «диалог» Особое значение в развитии понимания диалога приобрели труды М.М. Бахтина, который существенно расширил значения этого понятия. М.М. Бахтин постоянно обсуждал сущностные особенности высказывания литературного героя в диалоге, позицию автора как «объемлющую реакцию» внутреннего, контекстного диалога [2]. При этом исследователь ввел расширительное понятие – «диалоги цельных людей», когда «ценностный центр лежит в обсуждаемых проблемах» [3].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |