Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2009 / Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации

Социальное пространство развития личности

Стр. «38—63»

Александр Асмолов

Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации

Аннотация. В статье дается обоснование стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития, как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур населения страны, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения России. Обсуждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования.

Ключевые слова: социокультурная модернизация образования, социальные и ментальные эффекты, образовательная среда, сфера образования, образовательное пространство, конструирование идентичности личности, риски социализации, стандартизация и вариативность образования.

Annotation: In this article can be found the basis of the strategy of sociocultural modernization of education as an institute for socialization that plays key role in purposeful formation of value orientation, norms, attitudes and stereotypes of the population of Russia. The role of education is considered as constructing such effects of the social development as consolidation of the society, civil identity of the members of different social groups and national cultures of the population of the country, social trust, successful socialization of the rising generations, social stratification of the population of Russia. There is a discussion about the necessity of consideration effects of socio-cultural modernization of education as factor of increase of the competitiveness of personality, society and country by the further projecting of programs of long-term socio-economic development of Russia including federal program of development of education.

Keywords: socio-cultural modernization of education, social and mental effects, educational environment, area of education, educational space, constructing of personality identity, risks of socialization, standardization and variation of education.

Мотивы разработки стратегии социокультурной модернизации российского образования

В свое время Л.С. Выготский заметил, что понимание мысли собеседника без знания мотивов собеседника остается неполным пониманием. В связи с этим попытаемся кратко очертить те мотивы, ради которых разрабатывалась стратегия социокультурной модернизации российского образования.

Ключевым мотивом настоящей работы является развитие представлений о миссии и природе образования как ведущей социальной деятельности, участвующей в порождении таких системных социальных и ментальных эффектов в жизни общества, как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; динамика социальной дифференциации и стратификации общества; усвоение различных традиций, ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий; рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны.

Истоки взглядов на образование как одну из ведущих социальных деятельностей

Истоки взглядов на образование как одну из ведущих социальных деятельностей, формообразующих историко-эволюционный процесс наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия), восходят к идеям научной школы культурно-деятельностной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, а также к такому близкому по духу этой школе постмодернистскому направлению методологии, как социальный конструкционизм. Наиболее ёмко парадигма социального конструкционизма представлена в работах П. Бергера, Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» [1] и К. Джержена «Социальный конструкционизм: знание и практика» [2].

Именно опора на идеи неклассической методологии культурно-деятельностной психологии и методологии социального конструирования реальности позволили нам в период с 1988 по 2008 год выдвинуть и разрабо тать ряд идеологических конструктов, оказавших определенное влияние на развитие отечественной системы образования:

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности