|
|||
Авторизация
|
ЭтнопсихологияСтр. «86—96» Пифагор в Америке (перевод Александра Островского)Аннотация. В статье на примере образа бобов в верованиях и ритуалах различных культур (античности, Старого Света и Нового Света, Востока) показывается идея значения символических оппозиций, диахронной и синхронной амбивалентности в раскрытии культурной и психологической семантики каждого элемента мифологии. Ключевые слова: верования, ритуалы, бобы, культура, диахронная и синхронная амбивалентность, оппозиция, медиаторная роль. Annotation: in this article the idea of meaning of symbol oppositions, diachronic and synchronic ambivalence is considered by the illustration of the image of beans in the beliefs and rituals of different cultures (Antiquity, the Old and the New World, The East) in the context of exploring of cultural and psychological semantics of each element of mythology. Keywords: beliefs, rituals, beans, culture, diachronic and synchronic ambivalence, opposition, mediatory role. Я рассмотрю ту особенную значимость, которую народы, отдаленные друг от друга во времени и пространстве, придают семенам некоторых растений из древнего семейства Leguminosae (или семейства бобовых), где Papilopnoideae являются подсемейством. Повторение верований и ритуалов в разных культурах Марсель Детьен в своих недавних работах [1] дает обзор полемики, возникшей со времен античности – в пифагорейской традиции, и блестяще интерпретирует ее. Вместе с тем антропология должна обратить внимание на повторение одних и тех же верований и ритуалов не только в древнем мире, за пределами школы Пифагора, но и в более общем виде, в Старом Свете и, как я хочу здесь показать, в Новом Свете. Для компаративиста пифагорейский аттитюд к бобам – это специфический пример более ранних, вероятно, идей и практик, которые, кажется, были шире распространены, чем то может подсказывать ограниченный обзор древнего мира. Кроме того, даже там были диаметрально противоположные верования относительно бобов. Роль бобовых в ритуалах и верованиях античной древности В Греции, помимо пифагорейцев, и в орфических традициях, и в элевсинских ритуалах запрещались fava-бобы. В соответствии с разными источниками, в число наиболее важных из которых входит Плутарх, этот запрет обычно применялся к тем, кто желал вести чистую жизнь. Вне Греции — египетским жрецам, согласно Геродоту, не разрешалось есть fava-бобы и даже смотреть на них. В Риме Flamen Dialis не мог ни есть этот овощ, ни произносить его название. Но в Древнем мире всегда были также ситуации, когда употребление fava-бобов настоятельно предписывалось. В Аттике вареные бобы поедались во время фестиваля Pianepsia; и римляне подносили fava-бобы различным божествам, а также умершим — на фестивалях Parentalia, Peralia и Lemuria. Согласно Плинию Старшему (XVIII, XII), римляне помещали эти бобы в качестве амулетов среди предметов, продаваемых на аукционе. В то время как пифагорейцы, возможно, питали отвращение к бобам, нам известны обстоятельства, при которых преобладала противоположная точка зрения. Действительно, по комментарию Плиния кажется, что будто эта позитивная точка зрения, возможно, была более частой. Напомнив утверждение, что пифагорейцы запрещали fava-бобы, поскольку те служили местом обитания для душ умерших, Плиний добавляет, что «ввиду этого fava-бобы обычно едят на похоронах или на заупокойной службе по умершим». Следовательно, он продолжает «древние говорили о fava-бобах в религиозном духе и весьма церемонно: никогда они не упоминали о зернах, но только о бобах, приносящих удачу, и потому называли их Refrina [refriva], поскольку те часто упоминались». Такая этимология, возможно, сомнительна; но предшествующий ей краткий обзор показывает, что пифагорейское табу — это не единственный аспект того, что древние испытывали по отношению к fava-бобам. Нельзя объяснять этот аттитюд, сосредотачиваясь лишь на негативной стороне. Достоверный подход потребовал бы единого принципа, объясняющего, почему fava-бобы вызывали либо ужас, либо почитание; почему потребление их иногда запрещалось, а иногда предписывалось; и, короче, почему бобы имели, и в том и в другом аспекте, отличительно сильное свойство в глазах древних.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |