Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2009 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «97—110»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Аннотация. Обсуждаются проблемы психических состояний людей,исповедующих позиции аморализма; последствия нравственно-отрицательных (аморальных) проявлений человека в сфере сознания и чувств. Показаны: истоки неврозов и эмоциональные их последствия у осужденных пожизненно; тюремные неврозы пожизненно осужденных; особая феноменология страхов пожизненно осужденных.

Ключевые слова: психические состояния; мораль, аморализм; нравственно-отрицательные проявления; неврозы; истоки неврозов; тюремные неврозы; феноменология страхов у пожизненно осужденных.

Annotation: in this article there is consideration of psychic states of the people with the position of amoralism; consequences of amoral displays in the awareness and feelings. There were found the sources of neuroses and its’ consequences for people under life sentence; prison neuroses of people under life sentence; special phenomenology of fears of people under life sentence.

Keywords: psychic states; amoralism; amoral displays; sources of neuroses; prison neuroses; phenomenology of fears of people under life sentence.

Психические состояния: мрак и ужас

…И вот напал на него ужас и мрак великий.

Быт. 15:12

Нельзя, чтоб страх повелевал уму;
Иначе мы отходим от свершений,
Как зверь, когда мерещиться ему.

Данте Алигьери.
Божественная комедия: Ад

Делай то, что согласно воле Бога

Великий моралист Иммануил Кант писал: «Есть чтото непосредственно отталкивающие в поступках, противоречащих воле того, от кого проистекает и наше существование, и всякое благо. Отвратительность эта ясна, если даже не обращать внимания на ущерб, который может в качестве следствия сопутствовать такому образу действия. Вот почему положение делай то, что согласно воле Бога, становится содержательным принципом морали и хотя формально и подчинено упомянутой высшей, и общей формуле , но подчинено ей непосредственно» [1].

Проблема морали для И. Канта – одна из основополагающих в его философии. Мораль для И. Канта – и идея Бога, и опыт человечества, его объективная реальность, основа его целей, и принцип мотивации и поведения, и суть целостного человека. Он выделяет такую категорию как моральность, которая характеризует внутреннюю сущность человека.

Люди, живя в обществе, хорошо знают о существовании табу, законов, общепринятой морали.

Мораль в обыденном сознании

Мораль, или нравственность, вырабатывается в истории человечества и отражается в сознании отдельного человека как нечто реально существующее. Мораль в обыденном сознании может пониматься как способ организации отношений между людьми, как форма социальной регуляции и контроля. Мораль устанавливается в истории отношений людей: внутри рода и во внеродовых отношениях.

Мораль в философии и психологии предстает в теоретических конструктах и в эмпирической типологии [2]. Теория моральных ценностей – аксиология – занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания. Моральное сознание имеет весьма сложную структуру, как в теоретических построениях, так и в практическом опыте каждого отдельного человека.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности