Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2009 / Дух позитивной философии (продолжение)

Архив

Стр. «162—184»

Огюст Конт

Дух позитивной философии (продолжение)

Часть вторая

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Глава первая

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОРОТА

Интеллектуальный выход из бесконечного социального кризиса

38. Для того чтобы окончательная систематизация человеческих понятий была теперь надлежащим образом охаpaктepизована, недостаточно рассмотреть, как мы это только что сделали, ее теоpeтичeскоe назначение; нужно также оценить здесь ясно, хотя и вкратце, ее необходимую способность указать единственный действительно возможный интеллектуальный выход из бесконечного социального кризиса, развившегося за последние полвека во всей Западной Европе и в особенности, во Франции.

I. Бессилие современных школ

Позитивное понимание великого кризиса (революции 1789 года)

39. В продолжение последних пяти веков постепенно совершалось безвозвратное рaзpушeниe теологической философии, и в то же время политическая система, идейным основанием которой она являлась, все более и более подвергалась не менее коренному разложению, шедшему равным образом под знаменем метафизического мышления. Существенными и солидарными орудиями этого двоякого отрицательного движения были, с одной стороны, университеты, сначала созданные духовенством, но вскоре выступившие его ярыми противниками, а с другой стороны, различные корпорации легистов, постепенно проникавшиеся враждой к феодальным властям.

Только по мере того, как рaспpостpaнялся дух критики, ее деятели, не изменяясь по существу, становились более многочисленными и менее высокими по своему уровню, так, в XVIII веке главная революционная деятельность должна была перейти в области философии от ученых в собственном умысле к обыкновенным литеpaтоpaм, а затем в политике – от судей к адвокатам. Великий окончательный кризис начался неизбежно, когда общий упадок – сначала случайный, а затем систематический, – упадок, которому, сверх того, различно способствовали все классы нового общества, достиг наконец такой степени, когда стала ясна невозможность сохранить старый порядок и резко выступила настоятельная потребность в новом.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности