Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 1997 / В.А. Сухомлинский о развитии самосознания школьников

Педагогика и психология: исторический аспект

Стр. «49—63»

Михаил Мухин

В.А. Сухомлинский о развитии самосознания школьников

Решение глобальных проблем конца второго – начала третьего тысячелетий педагоги многих стран связывают с гуманистической педагогикой В.А. Сухомлинского, краеугольным камнем которой является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку. На этих основах, по убеждению Василия Александровича, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя и ученика.

В следующем году мировая педагогическая общественность будет отмечать 80-летний юбилей выдающегося ученого-педагога и талантливого школьного практика.

1. Путь от самопознания к самосознанию как способ «творить» в себе личность

О природе и сущности, содержании и основных формах проявления самосознания

Многие склонны считать вопрос о природе и сущности, содержании и основных формах проявления самосознания, условиях, путях и средствах его развития лишь проблемой философов и психологов. Однако, как правильно заметил профессор А.А. Шнирман, прежде чем возникнуть как проблема философии и психологии, проблема самосознания уже стояла как проблема этическая, как проблема социальная и историческая. Не в меньшей мере, по-нашему мнению, эта проблема – педагогическая, но, к сожалению, мало разработанная. И в этой связи трудно не согласиться, что «формирование культуры самосознания сегодня – не роскошь, предназначенная для избранной философской элиты общества, а общая социальная, даже шире – общечеловеческая задача», ибо развитие самосознания – это один из кардинальных вопросов проблемы становления личности вообще. О степени ее зрелости можно с наибольшей точностью судить по уровню самосознания. Здесь наша точка зрения полностью совпадает с позицией И.И. Чесноковой, в частности, утверждающей: «В том, как личность представляет свое «Я», отражается мера ее осознания себя и уровень зрелости личности в целом».

<…>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности