|
|||
Авторизация
|
Проблемы воспитания и развития личностиСтр. «22—38» Воспитание как предмет педагогической наукиРазвитие взглядов на воспитаниеВоспитание – предмет педагогики. Поэтому вопрос о том, что такое воспитание – центральный для педагогической науки. От его правильного решения целиком и полностью зависит состоятельность той или иной педагогической теории. Основной вопрос педагогики В русском языке слово «воспитание» имеет много значений. Воспитать значит вскормить и вырастить ребенка, и систематически влиять на него с целью формирования характера, и привить ему те или иные качества. Мы говорим: «он получил хорошее воспитание», т.е. умеет вести себя в обществе. В противовес многозначности слова «воспитание» в науке термин «воспитание» стремится к однозначности, поскольку он должен истинно и точно отражать изучаемое явление. Однако, история педагогики свидетельствует, что воспитание как предмет педагогической науки в разные периоды и разными учеными понималось и трактовалось неодинаково. Не сразу, а исподволь ученые-педагоги приближались ко все более глубокому проникновению в сущность воспитания, стремясь к точной характеристике его. Рассмотрим некоторые основные подходы к определению воспитания в истории отечественной педагогики. Классическим на многие годы стало определение воспитания, данное К.Д. Ушинским в его труде «Человек как предмет воспитания»: «...Мы ясно сознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставники ex officio – вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а, может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих понятий. Однако же, и в самих этих влияниях, неотразимых для дитяти и человека совершенно неразвитого, многое изменяется самим же человеком в его последовательном развитии, и эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на вызов, развитие или задержку которых преднамеренное воспитание, словом, школа со своим ученьем и своими порядками, может оказывать прямое и сильное действие». <…>
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |