|
|||
Авторизация
|
Современные проблемы личностиСтр. «138—153» Моральная зрелость: диагностика развития социоморальной рефлексииПеревод с английского Андрея ХвостоваМорально-когнитивное развитие и зрелостьВ этой главе моральное развитие соотносится с общими процессами когнитивного развития, и в данной системе координат представляется вводное описание стадий морального суждения. Моральные суждения маленьких детей поверхностны. Развитие памяти растущего ребенка, как и все большие возможности социального принятия ролей, дают ему возможность одновременно «относиться» ко многим характеристикам окружающей его среды. Эти процессы приводят к достижению зрелого понимания внутренних или базовых моральных ценностей. Ребенок, достигший в моральном развитии относительно зрелого уровня, предполагает, например, что обещания перед другом следует сдерживать, поскольку это сохраняет доверие, на котором основана дружба, или поскольку взаимное уважение -основа любых отношений. Зрелое или глубокое понимание морали относится не только к выполнению обещаний, но и к широкому спектру общечеловеческих (всеобщих) моральных норм и ценностей, таких как норма говорить правду, не красть, помогать другим и спасать жизнь. Морально-когнитивное развитиеМоральное развитие определяется тенденцией к внутренней ориентации на нормы Очевидно, что естественное моральное развитие в целом определяется тенденцией к внутренней ориентации на нормы... Наши моральные стадии... ясно представляют собой интериоризированные ориентации... но это развитие не может быть определено как прямая интернализация внешних культурных норм. Если изучающие социализацию игнорируют компоненты зрелости в социальном развитии, упрощая его до простой конформности или концепции интернализации, они... не смогут корректно описать «естественное развитие». (Kohlberg, 1984) <…>
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |