Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 1998 / Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики

Проблемы воспитания и развития личности

Стр. «50—78»

Анатолий Арсеньев

Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики

1. Введение

Настоящая статья предназначена для психологов и, особенно, для педагогов, формально готовых признать значение философии для психологии и педагогики, но «в душе» глубоко сомневающихся, что философия близко касается их повседневной работы. Она также предназначена тем, кто иногда столь же формально пытается следовать «законам» и «положениям» философии, используя и применяя эти, с позволения сказать, «законы» и «положения» как орудие, инструмент или непосредственный алгоритм действия. И то, и другое связано, в основном, с непривычкой к самостоятельному философскому размышлению.

Вина западноевропейской философии в отчуждении от нее психологии и педагогики

В этом отчуждении психологии и педагогики от философии в равной, если не в большей, степени виновата сама фило­ софия, которая в последние четыре века своего существования в своей массе выродилась в технологию познания и мышления, практически почти утеряв свой предмет — Человека в его органическом единстве с бесконечным Миром как Целым. Тем не менее, под «технологической толщей» «законов» и «положений», составляющих, как правило, содержание различного рода учебных пособий, глубокие знания о Человеке и Мире продолжали накапливаться, но «выудить» их оттуда становилось все труднее, в частности, и по той причине, что вещное сознание совре­ менного «окольцованного» (см. пояснения к рис. 1) «человека массы» (термин X.Ортега-и-Гассета) почти утеряло способность к глубокому не вещному, не механическому, а собственно человеческому органическому размышлению.

<...>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности