Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2008 / Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование

Наша презентация

Стр. «8—19»

Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование»

Формирование научной школы в области педагогики было начато академиком РАО, профессором, заведующим кафедрой педагогики высшей школы, основателем факультета педагогики и психологии МПГУ Виталием Александровичем Сластениным более 25 лет назад (1980 г.). За этот период научная школа проделала большой путь: от официального признания «школы В.А. Сластенина» в прежней академической науке и структуре педагогического образования, интенсивно проявляющегося на рубеже 1989–1990 гг., до овладения этой школой стратегическими высотами в разработке проблем трансформации высшего институтского педагогического образования в университетское. Научная школа в настоящее время объединяет свыше 50 докторов и 150 кандидатов наук, работающих в 40 учреждениях высшего и среднего профессионального образования страны.

Большой импульс развитию научной школы дала разработка по поручению Государственного комитета народного образования СССР концепции педагогики образования. Эта работа, выполненная на базе общей для всех исполнителей методологии, определила основные направления научного обеспечения развития системы педагогического образования в Российской Федерации. Именно в этих направлениях сосредоточены усилия научной школы, открывшие новые направления в педагогической науке, обеспечившие новый прорыв в теории, методике и практике подготовки и формирования личности учителя. Конкретная методология этих исследований базируется на понимании сущности личности как субъекта и индивидуального комплекса общественных отношений как создателя и носителя определенной социальной программы. В психологическом аспекте личность рассматривается как прижизненный итог деятельности человека, очень совершенная модель внешнего мира, воздействующая нанего своими социальными силами, как субъект труда, познания и общения. Позиция представителя научной школы заключается в отказе от понимания личности как чего-то бесформенного, бесструктурного, как механического образования. Проблема изучается не только с позиции педагогики, но и с позиций психологии, физиологии, гигиены, социологии.

Методология исследований научной школы В.А. Сластенина в настоящее время включает в себя всесторонний учет причинно-следственных необходимых и случайных связей, таким образом, каждый представитель научной школы опирается как на логику действительного, так и на логику вероятного и возможного, вероятно-определенного и вероятно-неопределенного. Учет детерминированных и схоластических факторов создал методологические предпосылки для долгосрочного прогнозирования тенденций и путей формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования.Исходя из понимания того, что проблема профессиональной подготовки учителя является ключевой проблемой педагогики, академиком В.А. Сластениным – как руководителем научной школы в области педагогики – определены направления научного поиска, обоснованы системы исходных понятий и закономерностей, которые легли в основу построения отечественной теории педагогического образования.

Фундаментальные работы В.А. Сластенина и учеников его научнойшколы в значительной степени определяют современное понимание проблем педагогического образования, направления научных исследований и практической деятельности в области профессиональной педагогики. Научной школой В.А. Сластенина разработана концепция педагогического образования, концепция содержания и структуры среднего профессионального образования; разработана и активно внедряется принципиально новая модель учебного плана, обеспечивающего динамическое равновесие базового федерального и вузовского национально-регионального компонентов профессионального образования. Сегодня можно говорить о перспективности предложенного академиком В.А. Сластениным индивидуально-творческого подхода к формированию личности учителя. Моделью современного руководителя должна быть личность, имеющая профессиональную компетентность; личность, наделенная особым типом профессионального сознания, ориентацией на развитие ученика как личности, индивидуальности, субъекта познания, труда и общения; личность, являющаяся образцом Наставника, Учителя, Ученого.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности