Диалог: автор научной публикации и его редактор
Стр. «28—35»
Светлана Сапожникова
Научная монография: Созидание и сотворчество
(Рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя, читателя)
Великое идеополе общественного сознания – предтеча взаимодействия в триаде «автор – книга – читатель»
Научная монография – издание, требующее специального подхода к созиданию произведения автором-ученым, особого понимания его воплощения издателем и целенаправленного поиска включенных в него идей читателем, ориентированным на научно-исследовательскую деятельность.
Идея создания научной монографии возникает у ученого не враз: ей предшествует длительный, порой мучительный поиск проблемного поля, нуждающегося в объективном освещении, возникновение потребности поделиться результатами исследовательской деятельности с научным сообществом. Однако, единожды завладев умом ученого, идея создания научного труда начинает постепенно прорастать, оформляться в концепцию, вызревать сначала на уровне содержательных, а затем структурных составляющих будущего произведения. Путь к научной монографии-рукописи порой долог и не прост.
Читатель, ориентированный на выбор научной монографии, движим другими мотивами – обогатить собственный научно-исследовательский опыт, узнать об идеях и подходах, позволяющих глубже проникнуть в предмет своего изучения, быть активным участником научного сообщества, ориентирующимся в тенденциях развития интересующей научной области и сопряженных научных областей.
Для издателя научная монография – специфический вид изданий, который требует особых временных, интеллектуальных, финансовых затрат. Кроме того, научная монография – это книга, которая бытует на книжном рынке более продолжительный период, по сравнению с художественными, справочными, учебными, научно-популярными изданиями.
Читать полный текст статьи