Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2008 / Научная монография: автор — книга — читатель

Диалог: автор научной публикации и его редактор

Стр. «35—48»

Светлана Сапожникова

Научная монография: автор — книга — читатель

Мы исходим из того, что субъект-субъектные отношения в триаде «личность автора – книга – личность читателя» взращены во всей истории цивилизации. В каждом обществе свои традиции, особенности и воплощения этих отношений.

Понятия «автор», «книга», «читатель», помимо психологии личности, представлены также в тезаурусе таких научных дисциплин, как психология читателя, психология чтения, читателеведение, социология чтения, книговедение. Каждая из перечисленных научных дисциплин рассматривает обсуждаемые дефиниции «автор», «книга», «читатель» под особым углом зрения, наделяя их разной степенью значимости исходя из целей и задач каждой дисциплины.

Читатель и его читательский выбор

Читательский выбор осуществляется многими способами. Он может быть обусловлен внешней привлекательностью книги (совокупность визуально-полиграфических параметров издания), содержательной привлекательностью (соответствие интересам, в том числе личностным, профессиональным и др., субъекта выбора, направленности его чтения), потребностью в удовлетворении осознаваемых (для профессионального совершенствования, для отдыха и т.д.) и необъяснимых в момент читательского выбора устремлений и др.

Читательский выбор – особая деятельность, осуществляемая с опорой на ценности, потребностно-мотивационную и психоэмоциональную сферу человека как личности, с опорой на уровень его познавательной активности и индивидуально-психологические характеристики по отношению к книге как объекту и субъекту материальной и духовной культуры.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности