|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «49—87» Медитация как неопосредствованное познаниеРезонансные психические состояния и чувство бездны вечности Неисповедимы пути Господни, и сознание людей, путешествующих в ментальных пространствах и разделенных расстоянием, временем, культурой и религией, могут пересечься и даже слиться, резонируя сходными эмоционально-образными переживаниями на «вечные» проблемы, объекты, мысли. Концентрируясь «здесь и сейчас» на вид величественной горной гряды или глядя на горизонт великого океана, мы испытываем состояния, близкие к тем, что испытывал другой человек, стоявший на этом месте и погруженный в созерцание столетия назад. В этот момент времени, прошлое и настоящее, а также будущее (в восприятии еще не родившегося человека) сливаются, и мы чувствуем бездну вечности. Это чувство человека, сталкивающегося с запредельным, похоже на чувство моряка парусного флота, стоящего на берегу океана (всматривающегося в морскую даль) и тоскующего по еще не открытым землям, опасным и манящим. В старинных китайских новеллах эти резонансные психические состояния могли выступать для литературных персонажей в функции каналов перемещения в пространстве и времени [1]. Поэтическая строка давно умершего поэта, как опавший лист осеннего сада, пробуждает мысли о бренности бытия и воспоминания о пиршестве ушедшего лета, и мы на время становимся этим поэтом, живем его чувствами и переживаниями. Буддизм и индуизм как кладезь психологических знаний Задача настоящей статьи – возбудить интерес отечественных психологов и психотерапевтов к медитативным практикам буддизма и индуизма, дающим, на наш взгляд, бесценный опыт соприкосновения с беспредельным и учениями, которые являют собой неисчерпаемый кладезь психологических знаний. Западные психологи, начиная с К.Г. Юнга [2] и продолжая в лице лидеров трансперсональной психологии: С. Грофа [3], А. Минделла [4], К. Уилбера [5], Р. Уолша [6], уже соприкоснулись с бездонной глубиной этих учений, и многое взяли в собственные практики и психотехники. В отечественной психологии также имеются яркие исследователи [7], работающие резонансно буддийским практикам. В смежных с психологией гуманитарных областях изучения культуры и истории существует глубокая традиция русской школы изучения буддизма, представленная трудами С.Ф. Ольденбурга [8], О.О. Розенберга [9], Ф.И. Щербатского [10], Н.В. Абаева [11], Г.М. Бонгард-Левина [12], Б.Д. Дандорона [13], A.M. Пятигорского [14], Г.Ц. Цыбикова [15] и продолженная в работе Института Востоковедения РАН [16], Института востоковедения СанктПетербургский филиала РАН [17], Института этнологии и антропологии РАН, Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН [18], Санкт-Петербургского университета [19].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |