Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2008 / Экзистенциально-онтологическая схема истолкования психических расстройств

Проблемы бытия личности

Стр. «87—93»

Александр Водолагин

Экзистенциально-онтологическая схема истолкования психических расстройств

Стремление к «преодолению метафизики» и ограниченность рассудочного познания по принципу «или – или»

Разрабатывая свою «фундаментальную онтологию», Мартин Хайдеггер (1889–1976) стремился к «преодолению метафизики» как господствующей в истории Запада традиции мышления (от Парменида и Платона до Ф. Ницше). Основной недостаток западной метафизики был с достаточной отчетливостью осознан уже И. Кантом. Он выражался в категориальном расщеплении действительности на два мира – чувственно воспринимаемый (феноменальный) и умопостигаемый (ноуменальный) – и в попытках понятийного постижения выходящего за пределы человеческого опыта, трансцендентного, ноуменального мира (вселенной в целом, природы души, Бога и свободы). И. Кант доказал, что эти сверхчувственные объекты метафизического умозрения в принципе непостижимы, являются так называемыми «вещами в себе» и как таковые должны оставаться объектами веры, а не разума. Понятийное мышление разума в его применении к трансцендетному было признано онтологически неполноценным. Тем не менее кантовский критицизм не смог остановить маховик метафизического мышления, исходящего из первичного расщепления действительности на психическое и физическое, идеальное и реальное, духовное и материальное, субъективное и объективное.

Рассудочное противопоставление названных противоположностей («или – или») пытался преодолеть в некоем высшем категориальном синтезе Г.В.Ф. Гегель. Но его спекулятивные конструкции, как правило, упускали из виду собственно человеческий способ бытия – экзистенцию, на что обратил внимание С. Кьеркегор. Примерно в то же самое время Л. Фейербах обрушился на германский идеализм за игнорирование феномена жизни, а Ф. Ницше просто отбросил метафизически сконструированный мир как вымышленный и предложил мыслить, исходя из состояний человеческого тела как элемента реальности. С Ф. Ницше, по мнению М. Хайдеггера, и начинается закат западной метафизики. После Ф. Ницше метафизические спекуляции представляются пустой игрой в понятия и, как никогда, остро ощущается потребность в онтологически фундированном мышлении, захватывающем и человеческую экзистенцию.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности