|
|||
Авторизация
|
АрхивСтр. «191—209» Преподавание и вообще учебное дело в средневековых университетах(продолжение)Учебный год и семестры Учебные занятия в средневековых университетах рассчитывались на целый учебный год, и только к концу ХV века в германских университетах явилось различие полугодий или семестров. Хотя и во всех вообще университетах обычно было различать большой ординарный учебный период (magnus ordinaries – с октября или, как в Париже на трeх высших факультетах, с половины сентября до пасхальных вакаций) и малый ординарный учебный период (ordinaries parvus – от пасхальных вакаций, обыкновенно, до конца июня, с немалыми, однако, разностями в разных университетах и на разных факультетах); но эти периоды не были семестрами в позднейшем смысле, так как учебный план составлялся на целый учебный год, и тот, кто вeл учебное дело в течение нескольких лишь месяцев, причислялся к «управляющим» (actu regents или legentes) за целый год. Учебные занятия Учебные занятия состояли в чтении (и слушании) лекций и в практических упражнениях. Лекции ординарные и экстраординарные Лекции различались на ординарные и экстраординарные, смотря по тому, какие книги, когда и как читались, а различием лекций в свою очередь условливалось различие профессоров или преподавателей – ординарных и экстраординарных. В средние века не знали выражений, употребительных в настоящее время: преподавать или слушать курс какой-то науки, например, философии, римского права и т.д. В средние века говорили, что такой-то читает или слушает такую-то книгу. Но одни книги считались более важными и безусловно обязательными для учащегося, другие менее важными и не столь обязательными; например, у легистов ординарными книгами считалась та часть дигестов, которая называлась старыми дигестами (digestum vetus – от одной книги до 2-го титула XXIV кн.), и кодекс, у канонистов – декрет Грацияна и декреталы Григория IX. Для ординарных лекций часы назначались утренние, дообеденные, как более удобные и рассчитанные на более свежие силы воспринимающих слушателей, и притом только в дни собственно учебные, а экстраординарные лекции читались в послеобеденные часы и не только в учебные дни, а в дни праздничные и каникулярные, за исключением немногих больших праздников. Затем, во время ординарных лекций слушатели не могли прерывать лектора вопросами, а при экстраординарных это было возможно; мало того, на вопрос учащегося, вместо лектора, мог ответить другой учащийся, или же, как в германских университетах, экстраординарных книг, лектор мог отступать от строгого соблюдения правил о костюме, например, в отношении цвета платья и т.п. Чтение экстраординарных книг могло быть только экстраординарным, и читавший их мог быть только экстраординарным профессором; но ординарный профессор, имевший право читать ординарные книги, мог читать их и экстраординарно, то есть в послеобеденные часы и т.д., или читать экстраординарные книги. Само собой разумелось, что бакалавры могут читать только экстраординарно; они не могли конкурировать с докторами и лиценциатами ни в отношении предмета, ни в отношении часов чтения. Другое дело, если сам факультет прямо обязывал бакалавров (например, богословов) читать ординарно. Лиценциаты с докторами и тем более доктора с докторами конкурировать могли. Всe это стояло в связи с отсутствием в средние века специализации профессур по отдельным научным дисциплинам, о чeм будет сказано ниже. Что касается внешней стороны процесса чтения, то на диктант университетские статуты вообще смотрели неблагоприятно.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |