Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2017 / Экстремальности исламского сознания в контексте интересов светского общества и государства / Extremality of Islamic consciousness in the context of secular society and state interests

Феноменология исламского сознания

Стр. «120—137»

Заид Абдулагатов

Экстремальности исламского сознания в контексте интересов светского общества и государства

Аннотация. Либерально-демократические преобразования последних десятилетий привели к тому, что в постсоветской России, в отличие от советского периода ее истории, появилось множество траекторий социализации личности. Эти траектории, развиваясь на основе плюрализма идеологий, зачастую сильно противоречат друг другу, порождая конфликты как внутри общества, так и между обществом и государством. В этом смысле наиболее конфликтными на Северном Кавказе являются взаимоотношения религиозной (исламской) и светской социализаций. На основе анализа деятельности духовных лидеров, данных социологических опросов и аналитических статей в печатных СМИ в Республике Дагестан автор приходит к выводу об ослаблении роли светских норм в регулировании социального поведения граждан в регионах с преобладающим мусульманским населением. Более того, идут латентные процессы становления экстремистского поведения части верующих, особенно молодежи. В анализе ситуации в целом автор считает необходимым использовать понятие «экстремальность сознания», которое позволяет говорить о явлениях, происходящих в рамках закона, но представляющих потенциальную опасность для стабильности светского государства.

Ключевые слова: экстремальность сознания; религиозная экстремальность; экстремизм; терроризм; мусульмане; духовные лидеры; государство; общество; шариат; закон; патриотизм.

Extremality of Islamic consciousness in the context of secular society and state interests

Abstract. Liberal democratic reforms result in the fact that in post-Soviet Russia, unlike Soviet period in its history, many trajectories for personality socialization have appeared. These trajectories, developing on the basis of pluralism of ideologies, often strongly contradict each other; cause conflicts both inside the society and between the society and the state as well. In this respect interrelations between religious (Islamic) secular socialization in North Caucuses are the most conflict. Based on the analysis of spiritual leaders’ activity, data of sociological surveys and analytical articles in Dagestan mass-media the author has came to the conclusion about the weakening of the role of secular norms in regulation of citizens’ social behavior in the regions with dominating Muslim population. Moreover, latent processes in formation of extremist behavior in a certain part of believers, especially youth, can be traced. Analyzing situation, the author considers necessary to use notion “extremality of consciousness” that makes it possible to speak about phenomena that take place within the law but constitute potential danger to secular state stability.

Keywords: extremality of consciousness; extremism; Muslims; spiritual leaders; state; society; the Sheriat; law; patriotism.

 

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности