Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2010 / Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой: Автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода / To Tell About Yourself, To Tell by Means of Yourself, To Express Yourself: Autobiographical Narrative from the Point of View of Cultural-Activity Approach

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «73—96»

Вероника Нуркова

Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой: Автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода

Аннотация. В статье проведены экспликация и методологический анализ представлений о природе, механизмах порождения и функционирования автобиографического нарратива в существующих ныне подходах: филологической нарратологии и нарративной психологии. Предлагается новый вариант рассмотрения нарратива с позиции культурно-деятельностной психологии. Рассматривается соотношение порождаемого субъектом автобиографического нарратива и категорий «личность», «культура», «деятельность», «идентичность», «автобиографическая память». Предлагается понимание автобиографического нарратива как процесса и результата реализации мотивированного целенаправленного мнемического действия, исполняемого по семиотическим правилам в речевой форме, позволяющего актуализировать механизм осознания своего жизненного пути и направленного на стабилизацию или изменение существующей иерархии мотивов для оптимизации характеристик будущей деятельности.

Ключевые слова: автобиографический нарратив, автобиографическая память, идентичность, личность.

The Basis of Multisubjective Personology

Abstract. The aim of the article is the explication and methodological analysis of ideas about nature, conditions of origin and mechanisms of functioning of autobiographical narratives existing in the modern approaches: philological narratology and narrative psychology. A new version of consideration of autobiographical narrative according to cultural-activity psychology is suggested. The interrelation between autobiographical narrative generated by the subject and the concepts of “personality”, “identity”, “culture”, “activity”, “autobiographical memory” is analyzed. Understanding of autobiographical narrative as a process and result of realization of motivated goal-determined mnemonic action is offered for consideration. This action is carried out according to the semiotic rules in verbal form, which allows actualization of the mechanism of awareness of the one’s life span. Moreover, it is aimed at the stabilization or change of the existing hierarchy of motives to optimize the characteristics of future activities.

Keywords: autobiographical narrative, autobiographical memory, identity, personality.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности