Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2010 / Метод включенного наблюдения в этнопсихологии / Participant observation method in ethnopsychology

Этнопсихология

Стр. «147—163»

Валерия Мухина

Метод включенного наблюдения в этнопсихологии

Аннотация. В статье рассматривается влияние методологических и теоретических постулатов на построение методов исследования. Описывается и обосновывается включенное наблюдение как значимый метод этнопсихологии. Показано, что наблюдение предполагает умение видеть, обсуждаются требования к подготовке к наблюдению. Делается обзор ярчайших наблюдений, в которых заинтересована этнопсихология. Обсуждаются наблюдения, которые строятся по модели «стимул – реакция». Показано, что включенное наблюдение должно быть направлено на изучение окружающих человека реалий бытия и на изучение содержательного наполнения структурных звеньев самосознания. Включенное наблюдение дает возможность увидеть и описать множество феноменов родовой или современной культуры. Исследователь- наблюдатель должен быть профессиональным этнопсихологом.

Ключевые слова: методология и теория науки; связь методологии и теории науки с методами исследования; сущностные особенности включенного наблюдения: отличия научного наблюдения от наблюдения, основанного на здравом смысле; наблюдательность; способы осуществления включенного наблюдения.

Participant observation method in ethnopsychology

Abstract. Influence of methodological and theoretical postulates on research methods construction is considered. The participant observation as a valuable method of ethnopsychology is described and proved. It is shown, that observation assumes ability to see, requirements to observation preparation are discussed. The review of brightest observations in ethnop- sychology is done. Observation under construction on model stimulus – reaction is discussed. Participant observation should be directed on per- son’s realities of life and the contents of structural cjmponents of con- sciousness. The participant observation gives a chance to see and describe a set of phenomena of patrimonial or modern culture. The researcher-observer should be a professional ethnopsychologist.

Keywords: methodology and the science theory; connection between methodology and science theory and research methods; main features of observation: participant observation, differences between scientific observation and the supervision based on common sense; observation; ways of realization of the participant observation.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности