Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2010 / Наши авторы / Our authors / Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «71—86»

Галина Семья

Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Психологическая защищенность как положительное эмоциональное переживание

Психологическая защищенность определяется как относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации. Психологическая защищенность оценивается в терминах переживания чувства защищенности или незащищенности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей [1].

В психологических исследованиях (отечественных и зарубежных) феномен психологической защищенно-сти практически не является предметом специального рассмотрения; обычно к нему обращаются в связи с изучением проблемы психологической защиты и, прежде всего, защитных механизмов и рассматривают защищенность как результат их действия. При этом термин «защищенность» часто встречается в специальной литературе, где он связывается с такими понятиями, как безопасность, доверие, уверенность, психоэмоциональная стабильность, удовлетворенность, комфортность и др.

Отношение государства к детям – показатель гуманности общества

Отношение государства к детям, находящимся в экстремальной жизненной ситуации, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (ст. 20, разд.1).

По данным Министерства образования РФ последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 120 тысяч ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30 % – в детские интернатные учреждения. К 2004 г. в России статус ребенка, оставшегося без родительского попечения, имеют 700 тысяч человек (включая усыновленных), из них в различного рода учреждениях содержится более 200 тысяч детей. Ежегодно в России усыновляется около 30 тысяч детей, при этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тысяч – посторонними гражданами. Однако в последние годы рост числа усыновляемых детей замедлился: по данным МО РФ число усыновлений внутри страны в 1991 г. – 15964, в 1997 г. – 8500, в 1999 г. – 6500, последние несколько лет – около 7000. Для сравнения в результате международного усыновления в 1992 г. было усыновлено 678 детей, в 1996 г. – 3251 ребенок, в 1999 г. – 6255 детей, в 2001 г. почти 7000 детей.

Стратегия помощи детям

Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении ХХ века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Государственная система ориентирована на создание условий социальной защиты и развития детей. Но психическая депривация, характерная для ситуации институализации, приводит к тому, что общее физическое, психическое развитие детей замедляется и искажается, создавая эффект, получивший в американской практической психологии диагностическое название – «психосоциальная карликовость» [2].

Известно, что результатом пребывания ребенка в детском доме является низкая самооценка, ограниченность социального опыта, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни. Период постинтернатной адаптации для выпускников осложняется иждивенческими установками, низким уровнем социального интеллекта и компетентности. Предоставляемая государством социальная помощь оказывается малоэффективной – выпускники чувствуют себя психологически незащищенными в самостоятельной жизни.

Право ребенка на семью

В 1996 г. Семейный кодекс РФ впервые признал право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка. Однако складывающаяся практика показывает существование значительного количества психологических проблем семейной адаптации детей, поэтому первоочередной становится задача обеспечения психологической защищенности не только ребенка, но и семьи в целом.

Насущная проблема определения содержания и условий формирования психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, в разных социальных ситуациях, как условия бытия и развития личности, является остро актуальной в психологии развития. Недостаточная теоретическая разработанность и необеспеченность решения практических задач определяют актуальность научного исследования для сферы поддержки и оказания помощи детям данной категории.

Методологическая основа нашей позиции

Общей методологической основой нашей теоретической и эмпирической позиции является неустаревающая идея о развитии и бытии личности в зависимости от трех факторов: 1 – врожденных особенностей; 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции самого растущего и развивающегося человека. Эта идея, пройдя проверку внутри разных школ и направлений в зарубежной и отечественной психологии, оттачивалась и уточнялась на протяжении всего ХХ столетия в разных контекстах, в зависимости от общей основополагающей позиции той или иной школы. Сегодня в отечественной психологии выкристаллизовалась четкая позиция в отношении всех трех факторов.

Внутренняя позиция и внешние условия

В своем исследовании мы непосредственно ориентируемся на теоретическое толкование факторов, определяющих психическое развитие, сформулированное В.С. Мухиной [3]. Внешние условия могут либо содействовать психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного роста. При этом в одних случаях врожденные особенности могут микшировать свою недостаточность и быть достаточно компенсированными, в других случаях могут усугублять дефекты. В то же время внутренняя позиция личности может влиять на развитие так называемого чувства личности и общественное признание или искажать ценностные ориентации и приводить к асоциальным позициям и поведению.

Мы полагаем, что наше исследование может быть продуктивным лишь при ориентировании на все три вышеуказанных фактора.

Человек как социальная единица и как уникальная личность

Следующей идеей, определяющей нашу теоретическую позицию, является положение В.С. Мухиной о человеке как совокупности двух исторически формирующихся начал: 1 – человек как социальная единица; 2 – человек как уникальная личность. Оба эти начала и создают в человеке общее и уникальное [4].

Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждого развивающегося человека хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек. Ребенок формируется как нормативная социальная единица в благоприятных для этого условиях: в раннем детстве человек должен быть обеспечен условиями, содействующими его физической и психологической защищенности. Именно обеспечение условий для нормального развития ребенка формирует у него качества социальной единицы общества – нормативно ориентированного, законопослушного человека, готового пройти в своей индивидуальной жизни достойный путь от ребенка и ученика к социально ответственному взрослому, который уважает законы, трудится, заводит семью и воспитывает своих детей в своем доме.

Проблема формирования базового доверия

Третья идея, которая выстраивает структуру нашего исследования, ориентирована на понимание основ психологической защищенности как результата разрешения проблемы формирования чувства базового доверия в раннем онтогенезе (Э. Эриксон [5]) и проблем обеспечения продуктивной адаптации к жизни в процессе взаимодействия ребенка со средой (Л.С. Выготский [6]; С.Л. Рубинштейн [7], Ж. Пиаже [8]).

Мы исходим из того, что психологическая защищенность детей выступает внутренним условием: 1 – обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и, следовательно, формирования в развивающемся человеке ориентации на то, чтобы «быть как все» в контексте позитивных социальных ожиданий (социальная единица), 2 – развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе как уникальной личности.

Гипотезы исследования

Наши методологические ориентации определили гипотезы исследования и способы анализа и обсуждения результатов.

Основная гипотеза исследования(1) состоит в следующем. Психологическая защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается организацией следующих основополагающих факторов:

  • внутренняя позиция: самостоятельность, активность, готовность самого ребенка к освоению социального пространства прав и обязанностей; принятие на себя ответственности за себя, своих близких, общество, в котором он живет;
  • внешние условия: государственные гарантии прав ребенка на все виды защищенности, включая его психологическую защищенность; семейные формы устройства детей; психолого-педагогическая подготовленность усыновителей, приемных родителей, родителей – воспитателей;
  • осознание социально незащищенным ребенком сущностной необходимости включения в практику своего бытия квинтэссенции сформулированных выше идей содействует обеспечению его психологической защищенности, развитию его самостоятельности как феноменального свойства личности.

Гипотеза исследования 2. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее продуктивно обеспечивается в условиях, приближенных к семейным, при осознании ребенком себя «семейным». Главной характеристикой новых условий является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов приемной семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу отношений и чувств, прав и обязанностей, что способствует изменению содержания внутренней позиции (с «ничейного» на «семье принадлежащего»).

Гипотеза исследования 3. Признавая факт, что помещение ребенка-сироты из условий институализации в условия, приближенные к семейным, как всякое изменение жизни, приводит в период адаптации к регрессу в развитии, мы предполагаем, что в принципиально новых условиях обостряется сензитивность, которая обеспечивает качество индивидуального развития ребенка. При адаптации в наиболее экстремальных условиях (иноязычная, инокультурная семья) усиливается как регресс, так и последующий скачок в развитии.

База исследования

Опытно-экспериментальная база исследования: детские дома и школы-интернаты г. Москвы, детский дом № 7 г. Сызрани, семейный детский дом № 1 г. Камень-на-Оби Алтайского края, детский дом № 1 г. Вологды, Московский центр постинтернатной адаптации, Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», Центр независимого проживания детей-сирот Института МИРАМЕД (США) в Москве, Бакнеровский благотворительный фонд (Техас, США). В исследования были включены воспитанники, выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи, усыновившие детей-сирот, в России, США, Испании; психологи, воспитатели, директора детских домов, инспектора по охране прав детей 53 регионов России. Общий объем выборки детей, оставшихся без попечения родителей, родителей-усыновителей, специалистов, составил порядка 4000 человек.

Фундаментальная психологическая предпосылка

Защищенность как важное условие развития ребенка возникает с момента рождения, когда его потребность в тактильных контактах, уход за ним и внимание со стороны матери или лица, замещающего ее, приводят к формированию привязанности, чувству глубокого доверия, которое Э. Эриксон рассматривал в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основе опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и миру. Под доверием он подразумевал доверие к самому себе и чувство неизменной расположенности к себе других людей. Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка являются причиной первого серьезного кризиса детского развития. Следствием этого является уже не просто недоверие, а появление установки страха, подозрительности, опасений за свое благополучие – все это способствует переживанию ребенком чувства незащищенности. Данная установка распространяется как на весь мир, так и на отдельных людей, она будет проявляться во всей полноте на поздних стадиях психического и личностного развития.

Значание привязанности

Формирование у ребенка базового доверия к миру тесно связано с развитием привязанности. В рамках теории привязанности Дж. Боулби привязанность – это, прежде всего, отношение к себе и людям, которое дает (или не дает) чувство защищенности и безопасности [9].

Психологическая защищенность в период адаптации

Наибольшему испытанию уже сформированное чувство психологической защищенности подвергается в период резких изменений условий жизни ребенка, когда ему приходится адаптироваться в новом социальном окружении. В рамках психологических теорий адаптации состояние адаптированности (успешной адаптации) связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности.

Причины изъятия детей из семьи

Дети, направляемые в детские дома, в основном изымаются из семьи из-за жестокого обращения, пьянства и асоциального поведения родителей; они имеют опыт проживания на улице, подвергаются физическому и сексуальному насилию. В результате нарушены физическая, социальная и психологическая защищенности ребенка. Особую категорию составляют отказные с рождения дети, у которых формируется особый вид нарушения привязанности, а кризис первого года жизни разрешается не в пользу доверия.

Психологическая защищенность как параметрическая функция двух переменных

В разработанной концепции вводится понятие психологической защищенности как параметрической функции двух групп переменных: внутренней позиции ребенка и внешних условий, которая динамически зависит от времени и пространства, что предполагает изменение содержания и структуры психологической защищенности в процессе развития и при изменении социальной ситуации.

В общем виде внешние условия, влияющие прямо и опосредованно на формирование психологической защищенности, могут быть представлены в виде трехуровневой схемы.

   Мезоуровень: отношение мирового сообщества к проблеме детей, лишенных семейного окружения, выраженное в международных документах, таких как Международная Конвенция ООН о правах ребенка, Гаагская конвенция по международному усыновлению и другие. Подписание и ратификация их Россией означает приведение национальных законов в соответствие с международными стандартами и обеспечение защиты ребенку, попадающему под юрисдикцию других стран, например, при международном усыновлении.

   Макроуровень: государственные гарантии и дополнительные льготы реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, механизмы их реализации, ценностные установки общества в отношении этой категории детей, внешние институты социализации.

   Микроуровень: условия жизни, воспитания и развития, непосредственное окружение ребенка, организация и наполнение предметно-развивающей среды, профессиональная и личностная позиция культурного посредника (воспитателя, психолога, социального педагога, замещающего родителя и т.п.).

Структура другой переменной – внутренней позиции определялась с учетом взглядов ведущих отечественных психологов. Понятие «внутренняя позиция» личности было введено Л.И. Божович, которую она понимала как направленность ее интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [10]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Б.Г.Ананьев, вслед за В.Н.Мясищевым, под позицией человека понимал «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности [11]. Согласно С.Л. Рубинштейну, «без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [12]. Он под позицией понимал избирательное отношение личности к стоящим перед ней целям и задачам.

Соотношение внешних условий и внутренней позиции

В онтогенезе развития защищенности происходит изменение соотношения, значимости внешних условий и внутренней позиции. Так как с течением жизни основные потребности меняются в соответствии с закономерностями развития личности, то и содержание психологической защищенности развивается и наполняется разным содержанием. При этом меняется и роль ребенка в обеспечении собственной защищенности. Если в первые годы жизни именно мать или лицо, заменяющее ее, обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка, и качество выполнения этих функций определяет условия и стратегию развития личности, то затем уже личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности. В более старшем возрасте уровень личностного развития, социальной компетентности, осознание своих потребностей, прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу.

Коммуникативные и природные корни психологической защищенности

Психологическая защищенность имеет как коммуникативные, так и предметные (бытийные) и природные корни. Знакомая обстановка, привычные вещи придают уверенность и чувство защищенности в любом возрасте. Это особенно актуально для детей, воспитывающихся в условиях учреждений, где у ребенка часто отсутствуют личные вещи, игрушки, а при неоднократном переезде его из одного учреждения в другое у него меняется окружающий его предметный мир, зачастую без сохранения прежних личных вещей. Международное усыновление приводит к смене собственного имени, изменению предметного и природного мира.

Статус сироты

Особенностью статуса сироты для многих детей является отсутствие информации или воспоминаний об их прошлом или негативное отношение к своим родителям. Поэтому проблема психологического времени, как структурного звена самосознания личности (В.С. Мухина), выступает фактором риска формирования психологической защищенности [13]. Потеря семейных корней, традиций, генетической памяти, принадлежности к собственному роду наносит психологическую травму и лишает человека уверенности в жизни. Другой проблемой являются сложности формирования родственных чувств по отношению к братьям и сестрам, воспитывающимся в одном учреждении. Отсутствие привязанности или потеря связи с сиблингами лишают ребенка одного из основных факторов психологической защищенности.

Чувство защищенности: четыре вида состояний

В существующих концепциях психологической защиты психологическая защищенность оценивается в терминах переживания чувства защищенности или незащищенности. В действительности вариативность сочетаний внешних условий и внутренней позиции в ситуации стабильности позволяет выделить четыре предельных вида состояний защищенности для исследуемой категории детей: 1 – реальная психологическая защищенность; 2 – психологическая квазизащищенность; 3 – психологическая незащищенность; 4 – психологическая квазинезащищенность. Ниже приведены условия возникновения каждого вида защищенности, его характеристики и содержание (рис. 1).

Рассмотрение психологической защищенности как параметрической функции (Z=D (p,q)) двух групп переменных: внешних условий (q) и внутренней позиции (p) позволяет построить геометрическую модель психологической защищенности. При этом данная функция является динамической, зависящей от времени либо явно (например, изменение потребностей с возрастом), либо посредством зависимости от времени как внешних, так и внутренних параметров (например, передача ребенка из дома ребенка в детский дом или на воспитание в семью).

Сочетание p и q адекватно описывает состояние индивида в конкретной ситуации развития (в данный момент времени), поэтому по мере развития ребенка или перемещения его из одной социальной ситуации в другую эти параметры изменяются, что приводит к появлению индивидуальной траектории в фазовом пространстве, то есть для каждого ребенка необходимо при составлении плана осуществления опеки и попечительства учитывать его особенности развития.

Геометрический образ параметрической функции психологической защищенности

Психологическая защищенность геометрически может быть представлена в виде некой поверхности над фазовым проcтранством p и q (рис. 2).

Оптимальное сочетание внешних параметров и внутренней позиции индивида обеспечивает максимальное значение защищенности. Таким образом, фазовая траектория индивида должна по возможности проходить под максимумом функции защищенности. Данная поверхность Z, являясь непрерывной, может иметь ряд максимумов (чувство защищенности) и минимумов (чувство незащищенности). Экстремумы (максимумы и минимумы) могут быть локальными и глобальными. Локальный максимум является таковым, если любое, сколь угодно малое изменение параметров, приводит к уменьшению защищенности. Глобальный максимум тот, в котором величина функции максимальна по всему фазовому пространству. Психологическая защищенность в точках локального максимума является квазизащищенностью: при малейшем изменении внешних условий она легко разрушается; точки локального минимума соответствуют психологической квазинезащищенности.

Внешние условия

Рис.1. Матрица состояний психологической защищенности – незащищенности в зависимости от сочетания внешних условий и внутренней позиции

Рис.2. Геометрический образ параметрической функции психологической защищенности Z = D (p,q)

Геометрический образ функции защищенности наглядно показывает энергетичность усилий по переходу из одного состояния защищенности в другое:

максимальную при переходе из состояния незащищенности (траектория вверх по направлению максимальной крутизны – градиенту); неустойчивость при малейших изменениях условий в состоянии квазизащищенности и, следовательно, дополнительной энергетичности; минимальность таких усилий при создании внешних условий в области психологической квазинезащищенности. При этом мотивация усилий по переходу в область реальной психологической защищенности пропорциональна градиенту. Следовательно, при нахождении в состояниях квази- и незащищенности (где градиент равен 0) у ребенка нет мотивации к изменению ситуации или прикладыванию каких-либо усилий.

Положения разработанной концепции психологической защищенности подтверждаются результатами эмпирических и экспериментальных исследований.

Выводы

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Внутренняя позиция личности

1. Психологическую защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, помимо генотипиче-ских предпосылок, в различных социальных условиях можно рассматривать как параметрическую функцию двух групп переменных (внутренней позиции ребенка и внешних условий), которая динамически зависит от пространства и времени.

Психологическая защищенность возникает в результате формирования чувства базового доверия в раннем онтогенезе и обеспечения продуктивной адаптации к жизни в процессе взаимодействия ребенка со средой. По мере взросления возрастает роль самого ребенка в формировании психологической защищенности.

Внутренняя позиция личности, содействующая развитию психологической защищенности, характеризуется: ценностным отношением к себе, другим, миру в целом; рефлексией на себя и других, адекватной самооценкой; самостоятельностью; социальной активностью и ответственностью за свои поступки и общую линию жизненного пути; реалистичными жизненными планами, знанием своих прав и обязанностей и осознанием их взаимосвязи.

Инвариантами, обеспечивающими формирование психологической защищенности детей, в различных социальных ситуациях выступают:

  • понимание ребенком своего истинного положения; осознание причин попадания в учреждение или замещающую семью; наполненность психологического времени (прошлого, настоящего и будущего) как структурного звена самосознания личности; уверенность в постоянстве социальной ситуации;
  • физическая, телесная защищенность; защищенность личностного пространства; психологическая помощь в минимизации последствий травмирующих жизненных событий; наличие профессионально подготовленного культурного посредника (воспитателя, родителя-воспитателя и т.д.); достаточность всех видов заботы и помощи; положительное, ценностное отношение со стороны социального окружения.

При планировании опеки и попечительства ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности, внутреннюю позицию, а также условия его развития.

   Осознанность самим ребенком необходимости предъявляемых ему требований, активной роли в определении собственного бытия (его самостоятельность и ответственность) способствует формированию психологической защищенности.

Психологическое капсулирование

2. В условиях институализации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется особая внутренняя позиция – психологическое капсулирование, которое состоит в отчужденном отношении к другим и к себе (восприятие себя ничейным), отсутствии самостоятельности и ответственности за свое поведение, временной ограниченности жизненных планов. Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению ребенка находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства, которое определяет его развитие, прежде всего, как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий.

Нахождение ребенка в детском доме на полном государственном обеспечении хотя и создает единую для всех внешнюю защищенность, но не обеспечивает связи со всем многообразием социума. Следствием является крайне ограниченный социальный опыт, который препятствует формированию реальной психологической защищенности личности в ситуациях вне учреждения. Результаты исследования свидетельствуют, что наиболее напряженный, смысловой, аффективный центр внутренней позиции современного подростка-воспитанника составляет проблема выбора будущей профессии и программы образования на предстоящие годы. При этом каждый второй воспитанник не знает свои способности и склонности, поэтому не в состоянии реально оценить свои шансы на успех в той или иной деятельности. К концу пребывания в учреждении выпускники, в основном, строят личностные и жизненные планы, не соотнесенные со своими потенциальными возможностями.

Обеспеченная формально социальная защита создает иллюзию психологической защищенности, носит примитивный, компенсаторный характер и может рассматриваться как квазизащищенность, так как обеспечивает лишь ситуативную психологическую защищенность и легко разрушается при столкновении с реальной жизнью.

Отчуждение по отношению к социуму

3. Вступление в самостоятельную жизнь приводит к тому, что внутренняя позиция выпускника в результате неготовности к самостоятельной жизни, низкого уровня социальной компетентности, несостоятельности жизненных планов (образовательных, профессиональных) становится отчужденной ко всему социуму, трудовой деятельности, что проявляется в иждивенчестве, наличии рентных установок, рецептивных ориентаций, повышенного уровня виктимности, отсутствии трудовой мотивации. Реальная самостоятельная жизнь приводит к переоценке ценностей: на первое место выходит материальная сторона жизни и связанная с этим возможность развлекаться и отдыхать. Меньшую ценность для выпускников представляют теперь такие стороны жизни, как общественное признание, возможность максимального использования своих сил, способностей. Социальные сети поддержки выпускников носят локальный по времени и расположению характер, связи поверхностны и недолги, в ядро сети редко входят родственники.

В постинтернатный период внутренняя позиция воспитанника – «ничейного» перерастает в отчужденную позицию выпускника – «один – против всех». Сформированная в условиях институализации психологическая квазизащищенность разрушается: выпускники переживают чувство психологической незащищенности.

В результате наблюдается социально-психологиче-ский феномен: в условиях формальной социальной защиты выпускник оказывается психологически и социально незащищенным, что минимизирует эффективность нормативно-правовых актов и усилий специалистов по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Условиями, способствующими формированию чувства психологической защищенности у выпускников в постинтернатный период, выступают: социальная компетентность; сформированная мотивация трудовой деятельности; социальная защищенность в самостоятельной жизни; опережающий характер формирования социальных сетей, включающих родственников, людей в месте проживания, учебы, работы; создание системы социально-психологической поддержки выпускника; включение выпускников в нормативную среду обыденной жизни.

Выявлено, что факторами, позволяющими чувствовать себя психологически защищенными в самостоятельной жизни, являются позитивные связи с родителями замещающей семьи и родственниками, уровень образования, наличие собственной семьи.

Обеспечение чувства семейного «мы»

4. Потребности в психологической защищенности в известной степени реализуются помещением ребенка в условия, приближенные к семейным. Переход из позиции «ничейного» в «семейного» по-своему реализует основные социальные потребности, обеспечивающие чувство семейного «мы». В условиях вневременных, неформальных отношений членов приемной семьи друг к другу, погружения ребенка в обыденную сферу отношений и чувств, прав и обязанностей происходит изменение внутренней позиции от «ничейного» до «семье принадлежащего».

Условиями, обеспечивающими формирование психологической защищенности ребенка при семейных формах устройства (национальное и международное усыновление, опекунство и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание и другие формы замещающей семьи) являются: психолого-педагогическая культура приемных родителей, родителей-воспитателей, наличие системы социальной помощи такой семье и психологического сопровождения ребенка и семьи в целом. Для обеспечения психологической защищенности ребенка при создании замещающей семьи следует исходить из: 1 – приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семья подбирается для ребенка, а не наоборот), 2 – специальной компетентности родителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение); 3 – психологической совместимости ребенка с членами семьи усыновителей.

Дополнительными условиями, способствующими формированию чувства психологической защищенно-сти при помещении ребенка в замещающую семью, являются: согласие ребенка на помещение в семью; подготовка ребенка и семьи (включая собственных детей) к совместной жизни и психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи как единого целого; осознание долговременности нахождения в семье и стабильности устанавливаемых отношений и связей; обеспечение равноправного положения братьев и сестер, признание идентичности ребенка, создание приемными родителями атмосферы уверенности и безопасности.

При национальном усыновлении в России риск утраты психологической защищенности ребенка связан с соблюдением тайны усыновления (тайна для самого ребенка или тайна семьи для окружающих). Альтернативным условием обеспечения психологической защищенности является отмена тайны усыновления (так называемое открытое усыновление) при готовности общества признать усыновление естественным феноменом. Восприятие проблемы усыновления и отношение к отмене тайны усыновления зависит от возраста, пола, семейного статуса и уровня профессионализма по отношению к этой категории детей. Современное российское общество с существующими в его культуре установками, за исключением специалистов по охране прав детей, в общем не готово к отмене тайны усыновления.

Регресс и обострение сензитивности в новых условиях жизни

5. Психологическая защищенность является результатом успешной адаптации ребенка к семейным условиям и условием его развития. Передача ребенка на воспитание в семью приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к обострению сензитивности к новым условиям жизни, что обеспечивает качество развития ребенка. При международном усыновлении изменение условий жизни выражено значительно в большей степени, чем при национальном, где приемные родители находятся в основном на нижней границе разрешительных норм усыновления. Поэтому как и регресс, так и обострение сензитивности, обеспечивающее качество развития при международном усыновлении могут быть выражены значительно сильнее.

Аккультурационный стресс при международном усыновлении

6. При международном усыновлении успешность семейной адаптации ребенка зависит от выраженности «аккультурационного стресса», личностных особенно-стей ребенка, времени его институализации, подготовленности самого ребенка и семьи иностранных усыновителей к усыновлению, помощи специалистов в период психологической, социокультурной и семейной адаптации. На формирование внутренней позиции «семейного» ребенка влияет личностная и культурная идентификация, разрешение проблемы прежних связей и привязанностей, осознание постоянства ситуации усыновления.

Проведенные исследования позволили подтвердить переживание усыновленным ребенком «культурного шока» и определить его стадии, выявленные прежде в условиях других контекстов аккультурации.

Показателями общей адаптированности ребенка в иноязычной культуре могут служить физиологическая, речевая, эмоциональная, семейная, социальная адаптации. Продолжительность адаптации варьирует от шести месяцев до двух лет.

Четыре вида состояний психологической защищенности

7. Выделено и на практике подтверждено существование четырех предельных видов состояний защищенности для исследуемой категории детей: 1 – реальная психологическая защищенность; 2 – психологическая квазизащищенность; 3 – психологическая незащищенность; 4 – психологическая квазинезащищенность. Каждый вид характеризуется своим содержанием внутренней позиции, эмоциональными и поведенческими проявлениями личности.


  1. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 1992. С. 113-122; Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.
  2. Ronald S.F. Help for the hopeless child. Washington, 1998.
  3. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  9. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003. С. 228.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969. С. 336.
  11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 228.
  12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1959. С. 312.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 7-е изд., стереотип. М., 2003.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности