|
|||
Авторизация
|
Личность в контексте культурыСтр. «181—199» Учение о послушании в антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) / The doctrine of obedience in the anthropology of Archimandrite Sophronius (Sakharov)Аннотация. В статье предлагается систематически упорядоченная характеристика основных аспектов учения о послушании, формулируемого в работах архимандрита Софрония (Сахарова) (1896–1993). В ходе рассмотрения богословского обоснования данного учения в статье выявляется связь понятия Божественного послушания с такими основополагающими богословскими понятиями как личность, свобода, любовь и открытость. При этом показана связь понятия Божественного послушания с учением о человеческом послушании, устанавливаемая отцом Софронием через учение о человеке как образе и подобии Божием. В заключительной части статьи рассматривается соотношение послушания с такими психологическими и социально-культурными реалиями современности как индивидуализм, отчужденность и рассудочность. Ключевые слова: послушание; личность; образ и подобие Божие; свобода; любовь; открытость; индивид. The doctrine of obedience in the anthropology of Archimandrite Sophronius (Sakharov)Annotation. This article represents the systematically ordered description of the doctrine of obedience formulated in the works of archimandrite Sophrony (Sakharov) (1896–1993). While specifying the theological foundation of this doctrine the author of the article exposes the relationships of the notion of Divine obedience with such basic theological notions as person, freedom, love, and openness. In doing so, the author shows that father Sophrony links the notion of Divine obedience with the doctrine of human obedience through the doctrine of human being as the image and likeness of God. In the concluding part of the article the author considers obedience in the context of such psychological and sociocultural actuals of modern times as for example individualism, estrangement, and rationalness. Keywords: obedience; person; image and likeness of God; freedom; love; openness; individual. __________________________________________ Учение архимандрита Софрония (Сахарова) вызывает амбивалентное отношение. Интервью с профессором МДАиС Алексеем Ильичем Осиповым: «Однажды в Брюсселе архиепископ Василий (Кривошеин) пригласил меня к себе домой и в беседе пожаловался, что вот его многолетний собрат по Афону иеромонах (впоследствии архимандрит) Софроний (Сахаров) прислал ему из Лондона свою книгу “Видеть Бога как Он есть” с целой папкой восторженных о ней отзывов православных, католиков, протестантов и ждет от него отзыва. “А я, – сказал он, – вот уже полгода не отвечаю ему, потому что дать положительной оценки не могу, а если написать правду, то он очень обидится. Правда же, – как объяснил владыка, – состояла в том, что дух этой книги западный, прелестный”. Я вспомнил об этом разговоре спустя много лет, когда также из Лондона получил эту книгу с приложением множества хвалебных отзывов, и тогда лишь понял владыку Василия. Сейчас об этой и других книгах архимандрита Софрония (особенно «О молитве») мнения самые противоположные». Богословский авторитет профессора А. А. Осипова основан на том, что он безукоризненно следует путем, заданным Святителем Игнатием (Брянчаниновым). А архимандрит Софроний (Сахаров) по ряду вопросов принципиально расходится с владыкой Игнатием. Это и служит причиной некоего неприятия эмоционального стиля и ряда положений старца Софрония у нас. Об этих разногласиях с Игнатием Брянчаниновым подробно написано в статье А. Л. Гуревича и В. М. Ереминой «Духовное становление православного христианина у святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова): сходство и различие». Статья http://sophrony.narod.ru/ignsof1.htm
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |