Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2011 / Специфика группообразования и отношений межличностной значимости подростков - воспитанников интернатных учреждений для реальных и "социальных" сирот / Specificity grouping and relations of the interpersonal importance of teenagers - pupils residential establishments for real and "social" orphans

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «94—110»

Михаил Кондратьев

Специфика группообразования и отношений межличностной значимости подростков – воспитанников интернатных учреждений для реальных и «социальных» сирот

Аннотация. Рассматриваются эмпирические материалы и результаты их интерпретации, касающиеся социально-психологических особенностей интрагруппового структурирования и отношений межличностной значимости в группах подростков – воспитанников детских домов и школ-интернатов для реальных и «социальных» сирот. Показано, что учет характера трех универсально-значимых внутригрупповых структур – аттракционной, референтных отношений, неформальной власти – позволяет адекватно оценить протекание процесса группообразования в сообществах подростков – воспитанников интернатных учреждений. Показано, что интрагрупповая структура неформальной власти в подобном типе сообществ имеет диспозиционно-ранговый трехуровневый характер; структура аттракционных отношений и структура референтных отношений в определяющей степени зависят от структуры неформальной власти. Кроме того, в статье представлены в условно-графической форме модели межличностной значимости друг для друга разностатусных подростков, базирующиеся на основных положениях трехфакторной модели «значимого другого» (А. В. Петровский).

Ключевые слова: процесс группообразования, интрагрупповая структура, отношения межличностной значимости, аттракция, референтность, неформальная власть, диспозиционно-ранговая структура.

Specificity grouping and relations of the interpersonal importance of teenagers – Pupils residential establishments for real and «social» orphans

Abstract. We consider the empirical material and the results of their interpretation on the social and psychological characteristics interpersonal relationships of significance in a group of teenagers – children from orphanages and boarding schools for real and «social» orphans. It is shown that allowance for the nature of the three universally significant intercompany structures – reference relations, informal power – can adequately assess the course of the process in communities teenagers – students of boarding schools. It is shown that allowance for the nature of the three universally significant intercompany structures – reference relations, informal power – can adequately assess the course of the process in communities – students of boarding schools.

Keywords: the formal of groups, interpersonal relations value, attraction, reference, informal power, dispositional-rank structure.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности