Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2012 / МПГУ – Alma mater отечественной науки: Часть III. МГПУ – МГПИ им. В.И. Ленина: 1930 – 1941/1941 – 1990 гг. / MPSU as Alma mater of domestic science: Part III. MPSU – MSPI named after V.I. Lenin: 1930 – 1941/ 1941–1990

К юбилею Московского Педагогического Государственного Университета

Стр. «8—68»

Наталия Осухова, Владимир Борисов

МПГУ – Alma mater отечественной науки: Часть III.
МГПУ – МГПИ им. В.И. Ленина:
1930 – 1941/1941 – 1990 гг.

MPSU as Alma mater of domestic science: Part III
MPSU – MSPI named after V.I. Lenin: 1930 – 1941/ 1941–1990

Эпоха МГПИ – МГПИ им. В. И. Ленина охватывает временной промежуток в 60 лет: с тридцатых до девяностых годов ХХ века. Вместе со всей страной коллектив Московского государственного педагогического института прошел через трудности индустриализации и коллективизации, испытания Великой Отечественной войны и послевоенного периода, пережил перестройку и распад СССР.

МГПИ всегда славился своим профессорско-преподавательским составом. Вопреки объективным трудностям и непрекращающемуся партийному давлению, профессора и сотрудники института продолжали работать на поприще отечественного образования и науки. Учебная и научная деятельность не ограничивались обслуживанием идеологического заказа. Они «работали на будущее»: стремились совершенствовать учебный процесс, придавать занятиям полемичный характер, настраивали студентов на обсуждение материала и научную дискуссию. Совершались открытия, создавались научные школы, многие из которых получили мировое признание. В эпоху МГПИ – МГПИ им. В. И. Ленина в стенах института преподавало множество талантливых педагогов и исследователей, оставивших след не только в российской и мировой науке, но и в душах своих студентов, став для них «идентификационными образцами», моделями педагогической деятельности и высоким примером достойной жизни.

Историческая дистанция позволяет увидеть, что к 1930-м годам ХХ века в СССР сложилась ситуация, которая полностью определила характер высшего педагогического образования вплоть до 50–60-х годов. Акции и документы ЦК КПСС по образованию и воспитанию были направлены на реорганизацию школы в соответствии с тоталитарными основами государственной системы власти. В соответствии с требованиями государственной идеологии к середине 30-х годов утвердилась модель школы, работающей в режиме единоначалия, по единым программам, с четким уставом и соответствующими ему режимом и распорядком [1, c. 79]. Поскольку краеугольным камнем марксисткой педагогики стал тезис о том, что для воспитания новых людей должны быть подготовлены новые учителя, началось реформирование педагогических вузов «под государственный заказ». Последовательно осуществлялась идеологизация науки; был установлен жесткий партийногосударственный контроль над содержанием образования и работой профессорско-преподавательского состава.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности