Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2012 / Интервью с Давидом Фельдштейном / Interview with David Feldstein

Рефлексия на себя и на других

Стр. «162—173»

Валерия Мухина

Интервью с Давидом Фельдштейном

Interview with David Feldstein

Давид Иосифович Фельдштейн, 1929 г. рождения.

Действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования и дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Фельдштейн Давид Иосифович многие годы работал директором школ разного типа (средняя общеобразовательная школа, экспериментальный детский комплекс [дети от 0 до 18 лет], специальная школа по перевоспитанию подростковправонарушителей), заведовал кафедрой педагогики и психологии государственного университета. С 1974 и по 1999 гг. Д. И. Фельдштейн заведовал лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института Российской академии образования (до 1992 г. – НИИ психологии Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. – Психологический институт Российской академии образования);с 1999г.ипо2008г.– академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, с 27.04.2001 и по настоящее время – вице-президент РАО.

Труды Д.И. Фельдштейна реально открыли новые направления в области психолого-педагогической науки и образовательной деятельности и получили широкое признание как в России, так и во многих странах мира.

Многоплановая исследовательская деятельность, сочетающаяся с личным педагогическим опытом, позволили Давиду Иосифовичу создать принципиально новую теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности и механизмы социализации – индивидуализации детей и построить на ее основе социально-нормативную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки).

Основное направление многолетних теоретических и опытноэкспериментальных исследований Д.И. Фельдштейна – психологопедагогические проблемы Детства, определение механизмов и характера процессов развития сознания, самосознания, личностного становления ребенка «в норме» и с отклонениями от нее. Он не только развил имеющиеся в возрастной психологии представления об общих закономерностях психического развития, но и существенно дополнил их, введя представления о чередующемся развитии двух личностных позиций, связанных с процессами социализации – индивидуализации, и о многостадийности, полифазности каждой ступени онтогенеза. Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами, способами ее развития, Д. И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека и раскрыв механизмы и характер их перестройки.

Выявленные, обоснованные и апробированные Д.И. Фельдштейном принципы, условия, взаимосвязи интеллектуального, аффективного, нравственного развития детей, установленные им критерии, меры измерения и парадигмы их социального взросления реально открывают новые направления в области психолого-педагогической науки и активно используются в практике образования. В 1998 г. разработанные Д.И. Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности и социально-нормативная периодизация детства, внедренные в виде специальных авторских разработок в педагогическую практику, удостоены премии Президента РФ в области образования; теория психологии взросления в 2006 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования, а авторская программа «Основы детской, возрастной и педагогической психологии» в 2011 г. удостоена премии Правительства РФ в области образования. Показательно, что аналитическая монография «Психологическая наука в России XX столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивая особую ценность работ Д. И. Фельдштейна, определила их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях воссоздание личности» (с. 356–357).

Д. И. Фельдштейн – автор более 300 научных работ, в том числе 43 монографий. В их числе за последние годы: «Социальное развитие в пространстве – времени Детства» (М., 1997, 8 п.л.), «Психология взросления» (М., 1999, 32 п.л.), «Возрастная и педагогическая психология» (М., 2002, 25,2 п.л.), «Психология развития человека как личности» в 2 тт. (М., 2005), «Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства» (М., 2006, 6 п.л.), «Трудный подросток» (М.-Воронеж, 2008, 12,8 п.л.), «События, люди, жизнь» (М.-Воронеж, 2009, 17,7 п.л.), «Мир Детства в современном мире» (М.-Воронеж, 2013, 19,6 п.л.). Под его руководством и при консультировании подготовлено и защищено 73 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Ученый неоднократно удостаивался высоких правительственных наград, среди которых орден трудового Красного Знамени (1960 г.), медаль «За доблестный труд» (1970 г.), медаль К. Д. Ушинского (1989 г.), Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000 г.), Орден Почета (2005 г.).

...

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности