Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2013 / Интервью с Анатолием Сергеевичем Арсеньевым / Interview with Anatoliy Sergeevich Arsen’ev

О жизни и о себе

Стр. «196—201»

Валерия Мухина

Интервью с Анатолием Сергеевичем Арсеньевым

Interview with Anatoliy Sergeevich Arsen’ev

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Получилось так, что у меня какого-то одного значимого для меня учителя не было. Я всегда с большой теплотой вспоминаю свою 635-ю московскую школу, которую я окончил накануне войны, 21 июня 1941 года. Вспоминаю наших учителей, которые всегда относились к нам с большим уважением, вспоминаю, как много было у нас возможностей для творчества, для занятий спортом. Времени не хватало, все было интересно. А какая активная жизнь была в классе! Мы постоянно были чем-то увлечены, выпускали школьные газеты и даже сочинили оперу (один мой талантливый однокашник учился одновременно в Гнесинском училище), где я с большим энтузиазмом пел в сцене «Хор двоечников», хотя класс был очень сильный, да и я закончил школу на «отлично».

Моими учителями были книги. Я ведь в философии, можно сказать, самоучка. Сначала окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, но по специальности не работал, а заинтересовался философией и поступил в аспирантуру на кафедру философии Московского экономического института.

В аспирантуре моим руководителем был назначен доктор философских наук Степан Петрович Батищев. Мне дали тему «Основы коммунистической морали». После моего доклада на кафедре о том, что не может быть коммунистической морали, Степан Петрович отказался от руководства.

Тогда я задумал писать о космогонии, поскольку участвовал в семинарах Отто Юльевича Шмидта. Он был исключительно интересный человек. Тема моей диссертации звучала так: «Теоретическое значение космогонических идей Канта и Лапласа». Диссертацию написал и защитил без научного руководителя.

...

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности