Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2013 / На пути к истине / In the road to truth

Скорбим и помним

Стр. «243—245»

Александр Мелик-Пашаев

На пути к истине / In the road to truth

В то время, когда готовился этот номер юбилейного журнала, день 16 сентября принес печальную весть: завершился земной путь выдающегося российского мыслителя Анатолия Сергеевича Арсеньева.

Отчетливо помню, как я первый раз увидел Анатолия Сергеевича. Я был тогда аспирантом НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и собирался сдавать кандидатские экзамены, в том числе по философии. Цикл лекций для аспирантов читал недавно появившийся в институте философ, но я решил к нему не ходить. Сдавать советскую «философию» я умел, цену ей знал, зачем же время терять?

Я уже пропустил два-три занятия, когда стало известно, что не прослушавших курс к экзамену не допустят. Перед очередной лекцией я топтался вблизи аудитории и обдумывал, чем объяснить мое запоздалое появление. И вдруг увидел человека, совсем не похожего на советского философа. Он взбегал по лестнице, легкий, с развевающейся шевелюрой, с каким-то смелым и веселым выражением лица и с громадным, тяжелым портфелем в руке.

Анатолий Сергеевич и слушать не стал моих объяснений, сказал только: «Пожа-а-луйста...» и махнул рукой в сторону аудитории.

Началась лекция, и уже через несколько минут я понял, что присутствую при чем-то почти немыслимом для тех лет: человек публично говорит о философии то, что думает! Еще через несколько минут я понял, что К. Маркс, оказывается, «тоже ничего себе...». А еще через несколько минут начал испытывать тревогу за лектора: ведь не я один его слушаю и неизвестно, кто, что и кому расскажет.

Между тем Анатолий Сергеевич, сформулировав очередную мысль, явно расходившуюся с официальным марксизмом, достал из громоздкого портфеля том К. Маркса и Ф. Энгельса, указав, в каком сочинении упомянутая мысль содержится, и ставил книгу вертикально перед собой. К концу лекции построилась небольшая крепость, до поры защищавшая философа от жалоб и доносов. Но потом «пора» пришла, кто-то «стукнул», и от постоянной работы с молодыми А. С. Арсеньева отстранили.

Воздадим должное тогдашнему директору Василию Васильевичу Давыдову: он ограничился этой вынужденной мерой, а в остальном оставил Анатолию Сергеевичу большую свободу, и его участие в научной жизни института в течение многих лет было очень заметным.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности