Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2013 / Нас поздравляют коллеги и единомышленники /Our friends and colleges congratulate us

К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания

Стр. «10—14»

Нас поздравляют коллеги и единомышленники
Our friends and colleges congratulate us

Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГППУ, действительный член РАО

С юбилеем!

Есть в Москве старечший институт – МПГУ, а в этом институте – высокоавторитетный факультет педагогики и психологии, а на этом факультете – одна из ведущих кафедр – кафедра психологии развития.

Кафедре исполнилось двадцать пять лет со дня ее основания. Сердечно поздравляю кафедру психологии развития, факультет и университет (МПГУ) со славным юбилеем.

Кафедра в университете – это значительно более широкое и ответственное научное подразделение, нежели научная лаборатория. Кафедра – это, с одной стороны, научная деятельность ее сотрудников, с другой – педагогическая деятельность тех же сотрудников. И чем более тесно взаимодействуют между собой эти два вида деятельности, тем более профессионально насыщенной становится подготовка будущих специалистов.

Особенно ценными для любого вуза являются кафедры, которые работают на основе научной школы, живой и развивающейся. Именно научная школа определяет профессиональный уровень преподавания в вузе.

На кафедре психологии развития МПГУ есть своя научная школа: «Феноменология развития и бытия личности», основателем и руководителем которой является Валерия Сергеевна Мухина, доктор психологических наук, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки.

Развитие научной школы зависит от ее лидера, от его творческой заряженности. О такой творческой заряженности, как у Валерии Сергеевны, можно только мечтать.

Исследования самой Валерии Сергеевны и преподавателей – ученых, работающих в русле ее научной школы, не только направлены на решение теоретических проблем развития и бытия личности, но и ориентированы на использование полученных результатов в широкой педагогической и социальной практике.

Именно в недрах научной школы исследования приобретают свой позитивный смысл – как в развитии науки, практики, так и в подготовке кадров. Известно, что хорошая практика возникает лишь на основе ее глубокого научного обоснования.

Сотрудники кафедры изучают не только теоретические концептуальные представления о личности, о возрастных закономерностях и условиях ее становления, но и личность живого человека, находящегося в самых сложных, порой невероятных условиях. Разрабатываются программы психологической помощи и психологического сопровождения на всех этапах онтогенеза человека: здесь и сопровождение детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, и реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы, и инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания, и психологическая помощь в экстремальных ситуациях...

Научная школа – это всегда живой организм, он находится в вечном движении к истине. Внутри этого организма создаются условия для развития не только самой науки, но способностей и личности самих исследователей, преподавателей.

Валерия Сергеевна, будучи членом Московского союза журналистов и членом Союза писателей, постоянно расширяет пространство психологических исследований проблемы личности, вводя их в контекст общей культуры и анализируя социокультурную составляющую нашего времени.

Научная эрудиция преподавателей кафедры, их профессиональная принципиальность, незаурядные способности общения с коллегами и студентами образуют на факультете необходимую профессиональную и культурную среду развития личности обучающейся молодежи – как компетентных специалистов и целостных личностей.

Вполне закономерно, что выпускники профессионально и личностно подготовлены к трудовой деятельности, что магистерские, кандидатские и докторские диссертации, выполняемые в недрах этой психологической школы, отличают высокий теоретический уровень и настоящая, а не надуманная практическая значимость.

Примите поздравления со славным юбилеем. Желаю всем вам дальнейших успехов в непростой, но совершенно необходимой деятельности, здоровья и личного благополучия. Будьте, по возможности, счастливы!

Леонардо да Винчи утверждал, что счастье дается тому, кто много трудится. Если эта мысль справедлива, то за вас можно не беспокоиться: вы столько трудитесь, что счастье должно быть вам гарантировано.

________________________________________

Эди Викторовна Сайко, доктор психологических наук, зам. Главного редактора журнала «Мир психологии», профессор, член-корреспондент РАО

Сердечно поздравляю коллектив кафедры психологии развития со славным юбилеем – двадцатипятилетием. В своей педагогической деятельности вы не только объективно формируете личность, но задаете ее нормы и боретесь за ее потенциал. В своих научных исследованиях вы открываете новые горизонты, реальные возможности и смыслы человеческого роста – развития, выстраивая пути самосозидания.

Новых творческих успехов вам, новых открытий!

________________________________________

Виктор Стефанович Басюк, кандидат психологических наук, министр образования Иркутской области

Уважаемая Валерия Сергеевна! Уважаемые коллеги! Министерство образования Иркутской области сердечно поздравляет вас с двадцатипятилетним юбилеем кафедры!

Четверть века сотрудники кафедры вносят значительный вклад в развитие отечественной психологии. Основой научных исследований ученых является научная школа под руководством академика РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой В. С. Мухиной. Научные труды Валерии Сергеевны и труды ее учеников являются основой для работы служб психологического сопровождения детей, подростков и молодежи в контексте работы многих образовательных организаций России.

Министерство образования Иркутской области и кафедру психологии развития МПГУ более четырех лет связывает совместная научнопрактическая деятельность в сфере психологии развития личности трудных подростков. Результатом этой работы стали повышение профессионального уровня специалистов Иркутской области, работающих с данной категорией детей, и реальная помощь подросткам из интернатных учреждений в формировании у них внутренней позиции в отношении к самим себе и к другим людям.
Желаем вам, коллеги, творческих успехов, серьезных научных открытий на благо отечественного образования. И, конечно, личного счастья.

С уважением, министр образования Иркутской области В. С. Басюк
15.10.2013 г.

________________________________________

Борис Сергеевич Братусь, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, членкорреспондент РАО

Дорогие друзья!

Примите наши самые добрые пожелания по случаю вашего юбилея от коллектива старейшей отечественной кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова! Ваши коллеги и учителя – Валерия Сергеевна Мухина и Нинель Ионтельевна Непомнящая являются и нашими учителями и коллегами.

Рады нашему сотрудничеству. От имени кафедры общей психологии Б.С. Братусь

________________________________________

Вадим Артурович Петровский, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ «Высшая школа экономики», ректор Института системного консультирования (Москва)

...Вспышковая память детства. Мне 13 лет. Телефонный звонок. Мама – папе: «Это – с кафедры...». Имена: Мухина, Счастная... Встречи дома. Будто родственники... Потом, спустя несколько лет, появится в доме еще одно имя: Непомнящая... Нинель Ионтельевна – одна из первых моих «научников» (так нежно и молодо сегодняшний студент называет своих научных руководителей!).

Слово «кафедра», а также имена людей, связанные в памяти с этим первым «научным» словом, – все это для меня до сих пор одно, и все это – «как сейчас».

Рассудок – да! – времена разделяет. Умом понимаю: кафедра Петровского и кафедра Мухиной «живут» в разных временах и разных пространствах. Но все-таки, согласимся, исток и устье – это одна и та же река.

Две эти кафедры слитны. А вместе – это Кафедра Личности. Предмет, метод, субъект познания, стиль – здесь все едино. Это кафедра именно Личности. Я бы сказал – именная кафедра.

С Артуром Владимировичем Петровским мы много писали о том, что значит «быть личностью». А что значит «быть кафедрой Личности»? Я думаю, это общность целей, открытость взгляда, смелость. Уникальное, словами самой Мухиной, «идеополе». А еще – способность «отражаться» в науке многообразием достижений сотрудников. А еще – неотразимость лидера кафедры как человека науки, человека дела. Кафедра психологии развития МПГУ – это кафедра развития психологии, кафедра Личности, кафедра Имени.

Валерия Сергеевна Мухина – это, бесспорно, имя в науке. Сотни научных трудов, множество учеников и сотрудников Мастера, тысячи студентов, миллионы людей, видевших ее блистательные эксперименты на экране. Она сама говорит о пяти пространствах существования личности. А кафедра, я думаю, то место, где все они, эти пространства, для нее пересекаются.

Искренне поздравляю!

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности