Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2014 / Мой ироничныий, умныий и доброжелательный покровитель – Артур Владимирович Петровский / My ironical, clever and generous patron – Arthur Vladimirovich Petrovsky

Рефлексия на себя и других

Стр. «210—217»

Валерия Мухина

Мой ироничный, умный и доброжелательный покровитель – Артур Владимирович Петровский

My ironical, clever and generous patron –
 Arthur Vladimirovich Petrovsky

Не могу не говорить об Артуре Владимировиче в дни его приближающегося юбилея. Размышляя о значимых для меня людях-человеках как о «значимых других» я всегда держу в своем идеополе личность Артура Владимировича.

Буду говорить по порядку: вначале немного истории, затем – много благодарности, вырастающей из глубокой приязни.

1. Немного истории

После успешной защиты докторской диссертации на тему «Пути формирования основ советской психологии» (1965 г.) с 1965 по 1971 г. кафедру психологии МГПИ им. В. И. Ленина возглавлял Артур Владимирович Петровский. Он сменил прежнего заведующего кафедрой доктора психологических наук, профессора Николая Федоровича Добрынина, который по возрасту и состоянию здоровья перешел на должность профессора-консультанта кафедры. Артур Владимирович отличался выраженной лояльностью ко всем своим сотрудникам, а Николай Федорович всегда сидел с ним рядом за столом президиума во время заседания кафедры. Лично мне такое внимание нового заведующего кафедрой к старшему коллеге всегда приносило чувство глубокого нравственного удовлетворения.

Артур Владимирович сразу проявил поразительные организаторские способности научного руководителя кафедры: он тщательно подбирал авторский состав для своих учебников и настоятельно убеждал коллег участвовать в его проектах по написанию учебных пособий для студентов педагогических институтов. Так, над первым изданием учебного пособия «Общая психология» стали работать, помимо самого А.В. Петровского, доктора психологических наук: М.Г. Ярошевский, К.К. Платонов, Л. Б. Ительсон, Н. Ф. Добрынин, А. А. Леонтьев, В. П. Зинченко, А. В. Брушменский, Г.А. Фортунатов, П.М. Якобсон, В.С. Мерлин. В ту пору эти авторы были широко известны и почитаемы в научном мире. Мне также было предложено принять участие в этой работе – я (единственный в этом братстве кандидат психологических наук) стала трудиться над главой «Развитие психики и сознания». Учебное пособие вышло под редакцией профессора А.В. Петровского [М.: Просвещение, 1970].

Артур Владимирович подарил мне экземпляр этого пособия, сделав значимую для меня дарственную запись на форзаце книги: «Дорогой Лерочке (Валерии Сергеевне Мухиной), самому милому моему соавтору, большому другу и чудесному человеку, 2 января 1970». Я была счастлива всеми этими словами, адресованными в мой адрес.

Позже Артур Владимирович возглавил работу над изданием учебного пособия «Возрастная и педагогическая психология», которое вышло в том же издательстве в 1973 г. В написании глав этого учебника, помимо самого А.В. Петровского, участвовали доктора психологических наук Н.И. Непомнящая, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Л.Б. Ительсон, М.С. Неймарк, А. И. Щербаков и я (тогда уже доктор психологических наук).

В те годы Артур Владимирович, очевидно, увидел во мне некий потенциал, который я в ту пору в себе никак не чувствовала. Я так признательна теперь (сегодня) моему шефу и другу Артуру Владимировичу за бескорыстную поддержку и покровительство.

Сам Артур Владимирович достойно и удачливо продвигался в рамках профессионального сообщества и за его пределами.

Со временем он стал выдающимся организатором науки. С 1968 г. в системе АПН СССР: академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1968–1976), вице-президент (1976–1979), в 1991 – президент-организатор РАО, затем, с 1992 г. – президент РАО.

В перестроечные девяностые годы Артур Владимирович много сделал для обновления Академии педагогических наук СССР. Ему удалось почти невозможное: он превратил (пусть на время!) консервативный партийно-чиновничий «аппарат управления наукой» в подлинный штаб современной психологии и педагогики.

...

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности