Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2014 / Интервью с Артуром Владимировичем Петровским / Interview with Arthur Vladimirovich Petrovsky

Интервью

Стр. «229—235»

Валерия Мухина

Интервью с Артуром Владимировичем
 Петровским

Interview with Arthur Vladimirovich 
Petrovsky

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Бесспорно, Григорий Алексеевич Фортунатов. Он был представителем славного рода Фортунатовых, которые давали России ученых, священнослужителей и учителей начиная с XVI века. Родоначальником рода был палехский живописец Кузьма Богомаз. Отцом Григория Алексеевича был Алексей Федорович Фортунатов, профессор Петровской (ныне Тимирязевской) академии. Его дядя – выдающийся российский филолог Филипп Федорович Фортунатов.

Жизнь Григория Алексеевича с середины 30-х годов XX века была поистине драматической. Профессор педологии, автор и соавтор учебников педологии начиная с 1936 года был «украшен» ярлыком псевдоученого. Его лишили звания профессора. Поэтому моим научным руководителем был доцент Фортунатов.

Григорий Алексеевич помогал мне освоить азы психологической науки, вводя её в контекст мировой культуры. Это был образец ученого, для которого ученик не выступает как штамповщик диссертационного «кирпича». Он считал себя ответственным за всё, когда речь шла о его учениках.

Григорий Алексеевич – человек редкостной эрудиции и удивительных личностных качеств, подобные которым мне редко приходилось встречать в кругу моих коллег. Он по-отцовски относился ко мне, не только заботясь о моем росте как научного работника, но даже о моих бытовых проблемах. Когда мы с женой остались практически бездомными, он помог нам снять квартиру возле его дома. Это обеспечивало условия нашего сотрудничества.

Когда Григорию Алексеевичу предложили написать учебник психологии для средней школы, он пригласил меня в соавторы. Учебник выходил с 1956 по 1959 год общим тиражом два миллиона экземпляров.

Учебник был переведен на многие языки мира.
Не знаю, что обо мне думают те шестьдесят кандидатов наук, у которых я был научным руководителем. Разные приходили ко мне и уходили в автономное плаванье молодые люди. У меня же никогда не иссякнет чувство глубокой признательности и любви к моему первому учителю.

Память о Григории Алексеевиче Фортунатове для меня драгоценна.

...

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности