Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2015 / Рефлексия психолога на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания» / Psychologist’s reflection on dissertation of Alla Toropova “Phenomenon of intonation in genesis of musical-linguistic consciousness”

Значимость феномена интонирования для бытия и развития человека как личности

Стр. «64—68»

Вадим Петровский

Рефлексия психолога на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания»

Тема диссертации А.В. Тороповой актуальна, поскольку обращена как к фундаментальным проблемам психологии – проблеме развития языкового сознания, его общим, особенным и индивидуальным проявлениям, проблеме «эндогенной активности» субъекта и проблеме развития знаково-символической функции как атрибута высших психических функций, так и к практико-ориентированной психологии музыкальной деятельности и развития личности средствами искусства, психодиагностике на основе особенностей восприятия музыки.

В центр своего научного тезауруса автор ставит феномен «интонирование», который, безусловно, имеет свою эмпирическую представленность в коммуникативных актах субъекта, при этом теоретически в научной психологии данный феномен не был представлен, осмыслен и тем более исследован. А.В. Торопова предлагает методологический ракурс исследования феномена в генезисе его проявления в музыкально-языковом сознании, то есть в формировании «языковых кодов» музыки. Данный подход, безусловно, правомерен, так как именно в музыкальной теории и практике была рождена «теория интонации» Б. Асафьева, на что автор указывает в части описания методологической основы исследования.

<...>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности