Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2015 / Рефлексия искусствоведа на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания» / Reflection of art critic on dissertation of Alla Toropova “Phenomenon of intonation in genesis of musical-linguistic consciousness”

Значимость феномена интонирования для бытия и развития человека как личности

Стр. «69—73»

Августа Малинковская

Рефлексия искусствоведа на диссертацию Аллы Тороповой «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания»

Интонирование – ключевая категория современной музыкальной науки, связанная с нею проблематика непрерывно и интенсивно развивается в отечественном теоретическом и исполнительском музыкознании. А.В. Торопова обращается к феномену интонирования с позиции психологии в ракурсе генеза музыкально-языкового сознания, что явилось новой и фундаментальной постановкой проблемы. Настоящая диссертация является продолжением и углублением в изучение проблемы, начатой А.В. Тороповой в диссертации на степень доктора педагогических наук («Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие», защита состоялась в 2009 г., чему я была свидетелем как член Совета по защите). В этом факте виден поиск автором новых ракурсов и осмыслений названной проблематики, обогащающих музыкальную психологию и психологию развития личности средствами искусства и в целом – человека и его сознания. В этом актуальность обсуждаемого исследования.

В данной работе автор рассматривает непрерывность развития языкового сознания от истоков – общего феномена интонирования – к развитым его формам на материале его становления в специфической сфере – в музыкальной деятельности человека. Углубление в генезис музыкально-языковых кодов приводит диссертанта к идее о том, что интонирование носит многофункциональный характер и является инструментом этнической, конфессиональной, гендерной и социальной идентичности, а вместе с тем – индивидуализации.

<...>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности