|
|||
Авторизация
|
Психологические и философские проблемы развития личностиСтр. «30—51» Тезаурус научной концепции: его прочтение в сферах научного сообществаАннотация. Работа состоит из трех частей: в первой части речь идет о живой, развивающейся теории и о центрирующих её значениях и смыслах, входящих в содержательную сторону тезауруса, понятий и категорий; во второй части рассматриваются концепция «Феноменология бытия и развития личности» и понятия, которые структурируют сущностные идеи концепции; третья часть – основная: обсуждается заявленная проблема прочтения и понимания членами научного сообщества сущностных идей концепции и тезауруса конкретного научного труда. В качестве примера для обсуждения проблемы автор исходит из собственной концепции, входящей в сферы научных знаний. Авторское ви́дение феномена личности представлено со-присутствием человека в мире и мира в человеке. В концепции делается акцент на внешние условия и на внутреннюю позицию человека как личности. В теорию феноменологии личности вводится тезаурус, позволяющий представить все факторы, определяющие развитие и бытие личности: 1 – генотип; 2 – условия развития; 3 – внутренняя позиция и чувство личности. Специально обсуждаются условия развития – внешние реалии: 1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – природная реальность; 4 – реальность социально-нормативного пространства. Отдельно рассматривается реальность внутреннего пространства и внутренней позиции личности. В обсуждаемой теории также представлены: анализ механизмов развития и бытия личности – идентификации–обособления (отчуждения); анализ структурных звеньев самосознания человека, внутренней позиции самой личности. Сверхидея теории – стремление человека быть личностью. Эта идея заимствуется человеком из Великого идеополя общественного самосознания. Основной акцент в контексте данного исследования делается на особенностях прочтения членами научного сообщества сущностных идей концепции и ее тезауруса. Рассматривается типология восприятия новых (неизвестных прежде) идей. Показано, что сама профессиональная среда (как и социальная среда в целом) нередко склонна к невосприятию новых идей в силу своей приверженности к привычным и уже освоенным постулатам науки. Осваивающий научные теории человек первоначально может формулировать для себя квазиидеи (некие синкретические соображения) и выстраивает так называемые неподвижные, фиксированные идеи. Когда человек начинает входить в науку, он выстраивает для себя свой так называемый новояз или «уплощает» (упрощает, примитивизирует) то, что плохо дается ему для умственного постижения. В то же время иные члены научного сообщества, имея в арсенале своей интеллектуальной активности большой потенциал к творческому освоению новых идей, в своих рефлексиях на содержание нового научного труда нередко расширяют круг научных проблем, научных идей, обсуждаемых ученым, и тем самым побуждают автора к дальнейшему постижению изучаемых проблем. Ключевые слова: тезаурус; понятия; категории; основные понятия концепции «Феноменология бытия и развития личности»; понимание сущностных идей концепции членами научного сообщества; типология восприятия новых идей; квазиидеи; неподвижные идеи; фиксированные идеи; идеи антиутопий; новояз; потенциал к творческому постижению новых идей; расширение круга научных проблем; творческое прочтение новоявленных суждений и текстов. Thesaurus of a scientific conception: its reading in the field of scientific communityAbstract. The work consists of three parts. The first part is devoted to living and developing theory as well as to essential meanings and senses that constitute substantial part of its thesaurus, notions and categories. Notions of “Phenomenology of person’s being and development” conception that structure essential ideas of the conception are considered in the second part. The third part is the main and the declared problem of reading and understanding of essential ideas of the conception and thesaurus of the treatise by scientific society members are discussed in it. The author brings forward her own conception as an example for problem’s discussion. The author’s view of personality phenomenon is presented through co-presence of a man-in-world and of world-in-man. External conditions and man’s inner position as a person are emphasized in the conception. Thesaurus that enables to introduce such factors that determine person’s being and development as: 1 – genotype; 2 – conditions for development; 3 – inner position and sense of personality is presented. External realities as conditions for person’s development are discussed. Reality of objective world; reality of image-sign systems; natural reality and reality of social-normative space are among them. Reality of person’s inner position is considered as well. Analysis of mechanisms of person’s development and being – identificationisolation (alienation); analysis of structural elements of person’s selfconsciousness and inner position of a person itself are presented in the theory under discussion. Man’s desire to become a person is the message of the theory. Man adopts this idea from Great Ideofield of social self-consciousness. A man who is mastering new theories can formulate quasi ideas (a certain syncretic considerations) for himself and develops so called still, fixed ideas. Coming into science, a man develops his own so-called newspeak for himself or flattens (simplifies, primitivises) ideas that are a problem for his mental comprehension. At the same time, some members of scientific community with a great intellectual potential for new ideas’ creative mastering broaden the scope of scientific problems in their reflexions on the content of new scientific paper ipso facto stimulating the author to further comprehension of problems under study. Keywords: thesaurus; notion; categories; main notions of “Phenomenology of person’s being and development” conception; understanding of essential ideas be the members of scientific community; typology of new ideas’ apprehension; quasi ideas; still ideas; fixed ideas; ideas of antiutopias; newspeak; potential to creative understanding of new ideas; widening of range of scientific problems; creative reading of latter-day considerations and texts.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |