Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2015 / Проблемы развития и бытия личности в науке и государственной политике / Problems of person's development and being in science and public policy

Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политике

Стр. «77—89»

Виктор Басюк

Проблемы развития и бытия личности в науке и государственной политике

Аннотация. Обсуждается проблема развития и бытия личности. Анализируются философский и научные аспекты изучения развития бытия личности в науке и подходы к данной проблеме в контексте конкретной научной школы В. С. Мухиной, а также рассматриваются авторские подходы к решению государственных вопросов через понимание и принятие основных положений представленной научной концепции.

В качестве базового ориентира при рассмотрении проблемы развития и бытия личности выступает научное направление «Феноменология бытия и развития личности», разработанное В. С. Мухиной. Приводятся те позиции В. С. Мухиной, которым автор придает принципиальное значение: личность по своей сути – уникальный феномен и социальная единица; условия развития внутренней позиции человека как личности; значение для развития личности механизмов идентификации и отчуждения; объективная необходимость включения человека в сферы мировой культуры, необходимость психологического включения нового поколения во все реалии, сложившиеся в процессе истории человечества, и др. Рассматривается роль научной школы В. С. Мухиной в развитии науки и решении государственных задач.

Ключевые слова: развитие личности; внутренняя позиция личности; личность – уникальный феномен и социальная единица; сферы человеческой культуры: внешние реалии; реальность предметного мира; реальность образно-знаковых систем; природная реальность; реальность социально-нормативного пространства; механизмы развития и бытия человека как личности: идентификация и отчуждение; национальная идентичность; этническое самосознание и этническая идентичность; межэтнические отношения (консолидация и ксенофобия), программа овладения культурой; значение посредника; организация психолого-педагогического содействия.

Problems of person's development and being in science and public policy

Abstract. The problem of development and existence of the personality is discussed. Philosophical and scientific aspects of studying of development and existence of the personality in science and the approach to this problem in the context of the concrete scientific school of V. S. Mukhina are analyzed. Author’s approaches to the policy solutions through the understanding and accepting the main positions of this scientific conception are also considered.

The scientific school “Phenomenology of personality development and existence” of V. S. Mukhina is the main landmark in considering the problem of development and existence of the personality. The positions of V. S. Mukhina’s conception that are principle for the author are described: the personality in the essence is an unique phenomenon and a social unit; the conditions of development of the inner position of a person as a personality; the importance of the mechanisms: identification and alienation for development of personality; the real necessity of the inclusion of a person in world culture’s spheres and the necessity of psychological inclusion of new generation in all realities formed in the history of humanity etc. The role of the scientific school of V. S. Mukhina in the development of science and in solving the public problems is considered.

Keywords: development of personality; inner position of personality; personality – unique phenomenon and a social unit; spheres of human culture: external realities; the reality of the objective world; reality of image and sign systems; the natural reality; the reality of socio-normative space; mechanisms of development and existence of a person as a personality: identification and alienation; national identity; ethnical self-consciousness and ethnical identity; interethnic relationships (consolidation and xenophobia); program of cultural mastering; the importance of the mediator; organization of psychological and pedagogical assistance.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности