Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2015 / Феноменология самосознания: притязания на признание в традиционных обществах (на материале изучения ценностных ориентаций чеченской молодежи) / Phenomenology of self-consciousness: claims for recognition in traditional societies (by the example of Chechen youth's value orientations study)

Феномены этнопсихологии в современных обществах

Стр. «130—152»

Зоя Гаджимурадова

Феноменология самосознания: притязания на признание в традиционных обществах (на материале изучения ценностных ориентаций чеченской молодежи)

Аннотация. Обсуждаются особенности этнического самосознания в контексте традиционной культуры: притязания на признание чеченской студенческой молодежи, основанные на выработанных в истории этнических принципах и религиозных верованиях.
Показано, что чеченцы – коренной народ Северного Кавказа, который имеет свою самобытную культуру и психологические особенности. В жизни чеченцев важная роль принадлежит роду (тейпу). Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев значительно повлияло на сплоченность тейпов, от которых зависела безопасность каждого индивида (оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным).

Выявлено, что существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, за жизнь и честь родственников (обычай кровной мести), отказ от которых в чеченском обществе считается позором и свидетельствует о слабости тейпа.

Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм, который нередко переходит в национализм. Национальными особенностями чеченцев являются гостеприимство, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство.

У чеченцев множество стереотипов поведения во всех сферах жизни базируется на строгой приверженности к национальным традициям и носят гипертрофированный характер, что объясняется их своеобразным воспитанием. Все эти традиции и обычаи отражены в этическом кодексе чести чеченцев «Къонахалла», который имеет для чеченцев такое же огромное значение, как и религия, и является для них универсальным кодексом поведения.

Показано, что чеченская молодёжь добивается социального признания через пристрастное отношение к своей этничности, через этноним, имя собственное, знание родного языка, через приобщение к религии, обычаям, традициям, обрядовой жизни своей общности в той мере, в какой эти ценности определяют вкусы и предпочтения этнической личности.

Молодежь Чечни в первой четверти ХХI века притязает на социальное признание, руководствуясь исключительно этическими нормами и ценностями своей этно-религиозной общности, что позволяет автору характеризовать этническое самосознание исследованной чеченской молодежи как гипертрофированное и капсулированное, т.е. фиксированное исключительно на исконных ценностях своего этноса, когда плохо работает механизм межэтнической идентификации, но ярко выражен механизм обособления (отчуждения).

Ключевые слова: традиционное общество; самосознание; концепция самосознания личности В. С. Мухиной; притязания на признание; структурные звенья самосознания личности; тейп (род); условия развития и бытия личности; механизмы развития самосознания личности; идентификация; обособление; отчуждение; чеченский этический кодекс чести «Къонахалла»; гостеприимство, куначество-побратимство, патриотизм, социально-нормативное пространство личности; этническая самооценка; этнические притязания; этническое самочувствие; гипертрофированное этническое самосознание; капсулированное этническое самосознание.

Phenomenology of self-consciousness: claims for recognition in traditional societies (by the example of Chechen youth's value orientations study)

Abstract. Discusses the features of ethnic identity in the context of traditional culture: claims for recognition of Chechen students, based on the developed in the history of ethnic and religious beliefs.

It is shown that the Chechens are an indigenous people of the Northern Caucasus, which has its own distinctive culture and psychological characteristics. In the life of the Chechen people important genus (teip). The lack of complex forms of statehood have significantly influenced the cohesiveness of the Chechen teips, from which depended the security of each individual to (insult or killing of any kind do not go unpunished).

It is found that the essential feature of national psychology is awareness of legality of any Chechens, even the most violent action, in retaliation for her the insulted dignity, life and honor of the family (the custom of blood feud), the rejection of which in Chechen society is considered a disgrace and demonstrates the weakness of the product.
One of the most ancient features of the national character of the Chechens is patriotism, which often goes into nationalism. The national feature of the Chechens is hospitality, honoring parents, respect for the elderly. Among the Chechens, kunachestvo-twinning is widespread.

Many Chechens have behaviours in all spheres of life which are based on strict adherence to national traditions and are excessive in nature because of their peculiar upbringing. All these traditions and customs are reflected in the ethical code of honor of the Chechens "K′′onahalla", which is for Chechens is as important as religion, and a universal code of conduct.

It is shown that Chechen young people are seeking for social recognition through targeting people because of their ethnicity, through the ethnonym, proper name, knowledge of mother tongue, through participation in the religion, customs, traditions, ceremonial life of his community to the extent that these values define the tastes and preferences of ethnic identity.

Young people of Chechnya in the first quarter of the 21st century claims to social recognition, solely in the ethics and values of its ethnic and religious community that allows the author to characterize ethnic consciousness explored the Chechen youth as exaggerated and capsulated, i.e. a fixed solely on the traditional values of their nation when ethnic identification mechanism works badly, but pronounced mechanism separating (exclusion).

Keywords: traditional society; self-consciousness; the concept of identity V. Mukhina; claims for recognition; the structural parts of the identity of the person; teip (genus); development and conditions of existence of the individual; mechanisms of the development of the identity of the person; identification; separation; alienation; The Chechen code of honor "K′′onahalla"; hospitality, kunaсhestvo-fraternity, patriotism, social and regulatory space of the person; ethnic self-esteem; ethnic claims; ethnic health; exaggerated ethnic consciousness; capsulated ethnic consciousness.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности