Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2015 / Ученый в зеркале своей теории. Учитель в зеркале моей души / The scientist in the mirror of her theory. The Teacher in the mirror of my soul

Рефлексивные суждения друзей, учеников, коллег и подопечных по поводу юбиляра

Стр. «191—204»

Сергей Мелков

Ученый в зеркале своей теории. Учитель в зеркале моей души

Аннотация. Представлен рефлексивный анализ личности Валерии Сергеевны Мухиной, психолога с мировым именем, академика РАО, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой психологии развития МПГУ, через призму структурных звеньев самосознания в рамках концепции «Феноменология развития и бытия личности». Последовательно обсуждается содержательное наполнение структурных звеньев самосознания ученого в восприятии ученика: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека в его целостном самовосприятии; 2 – притязания на признание в науке и в мире как проявление феноменологии социальной сущности человека, определяющей его внутреннюю позицию по отношению к себе и другим людям; 3 – половая идентификация как феноменологически присущее человеку движение к гендерным установлениям и уникальному самовосприятию идентичности своего «Я»; 4 – психологическое время личности: индивидуальное прошлое – настоящее – будущее и историческое время всего человеческого рода; 5 – социально-нормативные ориентации самого человека, определяемые морально-нравственными установлениями общества.

Ключевые слова: Валерия Сергеевна Мухина; Человек, Личность, Ученый, Друг; Учитель – ученик; рефлексии на себя и на других; феноменология развития и бытия личности; структурные звенья самосознания: имя и телесное воплощение души, притязания на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социально-нормативное пространство личности; две ипостаси человека: социальная единица и уникальная личность; внутренняя позиция и чувство личности; самостояние личности; Великое идеополе общественного самосознания.

The scientist in the mirror of her theory. The Teacher in the mirror of my soul

Abstract. The reflexive analysis of V. S. Mukhina’s personality – the world famous psychologist, Academician of Russian Academy of Education, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Developmental Psychology in MSPU, through the prism of structural elements of self-consciousness in the conception “Phenomenology of personality development and existence” is presented. The substantive content of structural elements of scientist’s self-consciousness in the disciple’s perception are discussed: 1 – the name as a social sign and the crystal of personality connected with human corporeality in his integrated self-perception; 2 – claim for recognition in science and in the world as a manifestation of the personal social essence phenomenology, defining the inner position to ownself and to the other people; 3 – gender identity as a phenomenologically intrinsic to the person motion to the gender attitudes and to unique self-perception of own identity; 4 – the psychological time of personality: individual past – present – future and historical time of all humankind; 5 – socio-normative orientations of a person defined by moral and ethical values of the society.

Keywords: Valeria Sergeevna Mukhina; Person, Personality, Scientist, Friend; the Teacher – the disciple; reflection towards oneself and the others; phenomenology of personality development and existence; structural elements of self-consciousness: the name and the corporeal embodiment of the soul, claim to recognition, gender identity, the psychological time of personality, socio-normative space of personality; two hypostasis of a person: a social unit and unique personality; inner position and sense of personality; selfstanding of personality; the Great ideofield of social self-consciousness.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности