|
|||
Авторизация
|
Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенезаСтр. «77—100» Психологическое сопровождение и социальная помощь делинквентным подросткамАннотация. Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт автора в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам. Психологические аспекты организации сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются на основе идеи о развитии и бытии личности в зависимости от трех факторов: 1 – социальных условий; 2 – врожденных особенностей (генотипа); 3 – внутренней позиции самого развивающегося человека. Показано, что социальные условия могут либо содействовать физическому, психическому и личностному развитию ребенка, либо деприви¬ровать возможности его полноценного физического, психического и личностного развития. Бытие общественных отношений в самосознании личности формируется через присвоение отношения к внешним реалиям, определяющим развитие и бытие человека как личности. Эти реалии выступают как социальные условия развития и бытия личности. Речь идет о реальностях: 1 – предметного мира; 2 – образно-знаковых систем; 3 – природы; 4 – социально-нормативного пространства. Условия развития и бытия человека через значимые объективно существующие и реально воздействующие факторы позволяют рассматривать названные условия как возможность к развитию человека как личности в течение всей его жизни. На практике психологического сопровождения подтверждено, что внутренняя позиция личности может влиять на развитие душевных и духовных личностных качеств, так называемого чувства личности и способности к самостоянию. В то же время внутренняя позиция может развиваться в направлении искажения позитивных ценностных ориентаций, принятых обществом, и приводить к асоциальной позиции, к принятию ценностей аморализма и асоциальному поведению. Доказано, что результативно приемлемое психологическое сопровождение может быть продуктивным лишь при учете особенностей всех трех вышеуказанных факторов и сензитивно построенных отношений доверительного общения с делинквентными подростками. При этом следует прежде всего ориентироваться на создание таких социальных условий общения, которые могут обеспечить повышение потенциала ресурса развития личности. Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей и вос¬питывающиеся в интернатных учреждениях; условия их жизни и раз¬вития; социальные условия развития и бытия; врожденные особенно¬сти; внутренняя позиция личности; физические, психические и лич¬ностные особенности подростков, оставшихся без попечения родителей; психическая депривация; отчуждение от других; механизмы идентифи¬кации и обособления; чувство личности и способность к самостоянию; психологическое капсулирование; концепция психологического сопрово¬ждения; профессиональные посредники; рефлексия; развивающие усло¬вия; организация специальных условий развития и бытия личности; повышение потенциала ресурса развития личности. Psychological support and social assistance to delinquent adolescentsAbstract Conditions of education, psychological support and social help to delinquent adolescents are considered. Methodological and theoretical approaches to organization of conditions for education are discussed. The author’s experience in the sphere of organization of conditions for education and psychological support is presented. Innovative approaches to organization of conditions for psychological support and social help to delinquent adolescents is presented. Psychological aspects of organization of support for children without parental care are based on the idea of person’s development and being – person’s inner position. Social conditions are shown to contribute to child’s physical, mental and personal development or deprive of possibility for valid physical, mental and personal development. Objective reality of social relations in person’s self-consciousness is formed through assignment of relations to external realities that define man’s development and being as a personality. These realities act as social conditions for person’s development and being. The matter is about realities of: 1 – an object world; 2 – image-symbolic systems; 3 – nature; 4 – social-normative space. Conditions of person’s development and being through significant, objective and influencing factors make it possible to consider the above mentioned conditions as resources for man’s development as a personality throughout lifespan. It was confirmed by the practice of psychological support that person’s inner position can influence on development of cordial and spiritual personal qualities and on so called felling of personality and ability for self-standing. At the same time, inner position can develop in the line of distortion of accepted by the society positive value orientations, lead to asocial position, acceptance of amoral values and asocial behavior. It has been proved that admissible psychological support can be efficient only with due regard for peculiarities of all three factors and if relations are based on tactful confidential communication with delinquent adolescents. Meanwhile, one should be oriented on creation of such social conditions of communication that can guarantee increase for person developmental resources’ potential. Keywords: children without parental care and brining up in borstal; conditions of life and development; social conditions of development and being; inborn abilities; person’s inner position; physical, mental and personal peculiarities of adolescents; mental deprivation; alienation from others; mechanisms of identification and isolation; feeling of personality and ability for self-standing; psychological capsulation; conception of psychological support; professional mediators; reflection; developmental conditions; organization of special conditions for person’s development; increasing of person developmental resources’ potential.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |