Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2016 / Психологические и социальные проблемы ресоциализации трудного подростка в условиях опекунского попечительства / Psychological and social problems of re-socialization of a difficult teenager under the conditions of tutorship

Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенеза

Стр. «84—94»

Филипп Устюжанин

Психологические и социальные проблемы ресоциализации трудного подростка в условиях опекунского попечительства

Аннотация. Рассматривается частный случай развития и бытия девочки-подростка, а также особенности опеки над несовершеннолетней. Материалом для анализа послужили результаты лонгитюдного наблюдения за поведением и личностными особенностями подростка, живущего под опекой одинокой женщины в возрасте около 50 лет. Наблюдение за поведением подопечной сопровождалось дневниковыми записями, ведущимися на протяжении почти двух лет. Обсуждаются: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности делинквентного подростка; психологические и социальные проблемы воспитания трудного подростка, возникающие в ситуациях обыденной жизни (дома, в школе, во взаимоотношениях с опекуном, сверстниками, учителями). Показано негативное влияние непростой наследственности и попустительского стиля семейного воспитания, а также синкретичных ориентаций подростка на себя и других, определяющих внутреннюю позицию.

Ключевые слова: подросток; опекунское попечительство; делинквент; факторы, определяющие развитие и бытие личности: генотип, социальные условия, внутренняя позиция; эмоционально-лабильное расстройство психики; аддиктивность; референтная группа; необузданные поведенческие проявления; порочность; эгоизм; эгоцентризм; притязания на признание; негативные личностные качества: потребительство, лживость, неприятие контроля, жажда острых ощущений, гиперактивность, импульсивность, аффективное поведение, жадность, синкретичные ценностные ориентации на себя и других.

Psychological and social problems of re-socialization of a difficult teenager under the conditions of tutorship

Abstract. Special case of development and being of the adolescent-girl and peculiarities of tutorship of minors are considered in the article. The result of longitudinal observation for behavior and personal peculiarities of adolescent-girl who lives under the tutorship of a single woman of 60 is used for analysis. Diary’s records for one and a half year were used. Factors that determine peculiarities of delinquent-adolescent development and being as well as psychological and social problems of difficult teenager in everyday life (at home, school, in communication with tutor, peers and teachers) are discussed.

Keywords: adolescent; tutorship; delinquent; determinants of person’s development and being; genotype; social conditions; inner position; emotionally labil disorder; addiction; referent group; uncontrollable behavioral manifestations; depravity; egoism; egocentrism; pretension to acceptance; consumership; lie; rejection of forms of control; desire for sharp sensations; hyperactivity; impulsivity; affective behavior.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности