Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2016 / Становление Л.С. Выготского как театрального критика: первые опыты / Becoming of Vygotsky as theatrical critic: First attempts

К 120-летию со дня рождения выдающегося психолога, крупнейшего теоретика и методолога психологической науки Льва Семеновича Выготского

Стр. «37—66»

Становление Л.С. Выготского как театрального критика: первые опыты

Аннотация. Статья основана на анализе первых театральных работ Л.С. Выготского, написанных им в период с 1915 по 1919 год. Приведены комментарии: к монографии о Гамлете (1915–1916); к гранкам неопубликованной статьи «Театральные заметки» для журнала «Летопись» (1917); к практически неизвестной статье «Театр и революция», напечатанной в сборнике «Стихи и проза русской революции» (1919), а также охарактеризованы особенности издательской деятельности Л.С. Выготского, связанной с журналом «Вереск» в Гомеле (1919). Показано, что в своих ранних работах Л.С. Выготский затрагивает широкий контекст, касающийся не только театрального искусства, но и вопросов взаимодействия различных видов искусств и особенностей их социокультурного функционирования. Отмечены параллели между театроведческими работами Л.С. Выготского и его последующими психологическими трудами, связанными с проблемами переживания, общения, культурно-исторического развития личности. Особый акцент ставится на ситуации ценностно-нормативной неопределенности, в которой обращение к искусству играло важную роль как в личностном, так и в профессиональном самоопределении Л.С. Выготского.

Ключевые слова: восприятие театрального искусства; читательская критика; социокультурные архетипы; психология переживания; художественная критика; социальные функции искусства.

Becoming of Vygotsky as theatrical critic: First attempts

Abstract. The article is based on the analysis of first theatrical works written by L.S. Vygotsky in 1915–1919. It presents commentaries on the four materials: monographs about Hamlet (1915–1916), unpublished article “Theater Notes” for “Chronicle” magazine (1917), virtually unknown article “Theater and Revolution”, published in the collection “Poems and prose of the Russian revolution” (1919), which was subsequently banned by the censor, analysis of special aspects of Vygotsky`s publishing activity in “Heather” magazine in Gomel (1919). It is shown that in the early works, L.S. Vygotsky examines a wide context not only concerning the theatrical art, but also the issues of different arts interaction and unique features of their socio-cultural functioning. We emphasize connection between L.S. Vygotsky`s theatre oriented works and his further psychological works dedicated to the problems of experience, communication, culture-historical development of the person. We particularly emphasize the situation of value-regulatory uncertainty in which resorting to art played an important role for personal and professional identification of L.S. Vygotsky.

Keywords: perception of theatrical art; reader`s critics; socio-cultural archetypes; psychology of experience; art criticism; social functions of art.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности