Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2016 / О научной диагностике: Л.С. Выготский и современные исследователи / On scientific diagnostics: L.S. Vygotsky and present-day researchers

Теории и исследования: психология, социология, философия

Стр. «153—168»

О научной диагностике: Л.С. Выготский и современные исследователи

Аннотация. Дается характеристика этапов развития взглядов Л.С. Выготского и современных исследователей на психологическую диагностику; обсуждается концепция решения психодиагностических задач, познавательная диагностическая деятельность и формализованная диагностическая процедура, связанная с применением диагностических методов; обосновывается необходимость расширения предмета психодиагностики за счет психологической семиотики и мышления субъекта диагноста. Обсуждается фундаментальность идей Л.С. Выготского о педологическом диагнозе. Показано, что ученый, заложивший основы нового подхода в отечественной и мировой психодиагностике, объединяющего естественно-научную и социально-гуманитарную диагностику, твердо стоял на позициях общенаучного подхода к диагностике, указав на важную роль мышления диагноста в психологическом распознавании.

Ключевые слова: педологический диагноз; концепция решения психодиагностических задач; психодиагностическая процедура; психодиагностическая деятельность; предмет психодиагностики; диагностическое мышление; психологическая семиотика.

On scientific diagnostics: L.S. Vygotsky and present-day researchers

Abstract. The article characterized the stages of development of Vygotsky’s views about pedological diagnosis, one of which is the conception of solving psychodiagnostic problems. We show that it is distinguish psychological recognition as a special kind of cognitive activity and as a formalized diagnostic procedure involving the use of diagnostic techniques; It substantiates the need to expand the subject of psychodiagnostics due to psychological semiotics and diagnostic thinking. The article draws attention to the fundamental ideas of Vygotsky’s about pedological diagnosis. It is noted that it stands firmly on the position of general scientific approach to diagnosis. He laid the foundation for a new approach into national and global psychodiagnostics, combining natural science and social-humanitarian approach, the important role of the diagnostician thinking in psychologically recognition.

Keywords: pedological diagnosis; conception of solving psychodiagnostic problems; diagnostic procedure; diagnostic activity; subject psychodiagnostics; diagnostic thinking, psychological semiotics.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности