Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2018 / Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической системы / Study of viability phenomenon: theory and practice of pedagogical system

Личность в условиях депривации

Стр. «86—99»

Елена Байер

Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической системы

Аннотация. В моем теоретическом исследовании делается особый акцент на феномен жизнестойкой личности. Социальная активность детей должна быть значима для них самих, у них должно быть развито чувство личности и понимание своей роли (своей личной ответственности) в ближайшем социальном окружении. У воспитанника должна быть развита потребность в формировании собственной внутренней позиции, он должен научиться рассчитывать только на свои наработанные ресурсы: жизнестойкость, внутреннюю позицию личности в отношении к выбору ценностных ориентаций на жизненный путь. Обсуждается авторский подход к пониманию значения условий для развития личности: к способам выстраивания учебно-воспитательного процесса, содействующим развитию личности; уточняется модель взаимосвязи восьми структурных компонентов педагогической системы, таких как: социальный заказ (государственный компонент), целевая установка на формирование жизнестойкости (проектировочный компонент), воспитанник- ребенок (организаторский компонент), готовность педагогов (гностический компонент), научная и учебная информация (конструктивный компонент), средства педагогической коммуникации (коммуникативный компонент), оценочный элемент (оценочно-рефлексивный компонент), последующая образовательная система (прогностический компонент).

Ключевые слова: жизненный старт; жизнестойкость; условия развития жизнестойкости; самостоятельность и ответственность; социальная активность; чувство личности; внутренняя позиция личности; установка на достижения; самосознание личности; значение значимых ресурсов личности; продуктивные позитивные условия развития личности; авторские подходы к пониманию продуктивных способов и условий развития личности; жизненный путь; «пора»; принципы воспитания; жизненные события; значение опыта жизни; значение установок на будущее.

Study of viability phenomenon: theory and practice of pedagogical system

Abstract. Special emphasis in theoretical research is done on person’s resilience phenomenon. Social activity should be significant for children, sense of personality and understanding of own role (own personal activity) in the nearest social environment should be developed. Need to develop own inner position should be developed in foster child, he must learn to rely on his own recourse: resilience, person’s inner position to choice of value orientations in life path. The author’s approach to understanding of conditions for person’s development is discussed with the ways of organizing teaching and educational process contributing to person’s development among them. The model of interconnection between such eight structural components of pedagogical system as: social demand (state component), target for resilience formation (design component), foster child-child (organizational component), readiness of teachers (gnostic component), scientific and educational information (constructive component), means of pedagogical communication(communicative component), assessment element (evaluation-reflexive component), the following educational system (prognostic component) is specified.

Keywords: start in life; resilience; conditions for resilience development; independence and responsibility; social activity; sense of personality; person’s inner position; orientation towards achievements; person’s self-consciousness; me3aning of significant person’s recourses; productive positive conditions for person’s development; author’s approaches to understanding of productive ways and conditions for person’s development; life path; “it’s time”; principles of education; life events; meaning of life experience; meaning of orientations towards future.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности