|
|||
Авторизация
|
К 90-летию доктора философских наук, профессора Александра Константиновича РычковаСтр. «13—25» К вопросу о связи теории и практики в образовании: Социокультурные факторы и их влияние на образовательный процессАннотация. Комплексно и в разных аспектах рассматривается связь теории и практики образования в контексте его современных изменений. Принцип взаимосвязи образования и познания конкретизируется с учетом идей матетики Я.А. Коменского и понимания сущностных характеристик образования в исследованиях А.К. Рычкова. Выделены и проанализированы проблемы современной практики образования, показаны последствия прагматизации образования, раскрыты причины отчуждения от образования. Подчеркивается важность основа- тельного образования, опирающегося на гуманистические ценности, логические и этические знания. Определены теоретические условия основательности образования, заключающиеся в соединении фундаментальных и современных научных знаний, в разработке и объективном изучении новых подходов и форм обучения. Выявлены практические условия основательности образования, связанные с развитием умения учиться, системного логического мышления, волевых качеств личности, способностей и мотивации творческой и познавательной деятельности. Обосновывается необходимость баланса теории и практики в исследовании образования и в научной подготовке учителей. Ключевые слова: образование; философская теория; педагогиче- ская теория; практика образования; образовательный процесс; основа- тельность образования; системное логическое мышление; прагматиза- ция образования; отчуждение личности; гуманизация образования. To the question of interrelation between theory and practice in education: Socio-cultural factors and their influence on educational processAbstract. The article considers the connection between theory and practice in education in its entirety and from various aspects within the framework of the current changes. The principle of interconnection between education and cognition is detailed taking into account Y. Komensky’s ideas of mathetics and understanding of the essential features of education presented in the research of A. Rychkov. The problems of current educational practice are singled out and analyzed, and the consequences of pragmatization of education are presented, and also the reasons of alienation from education are determined. The article emphasizes the importance of fundamental education based on humanistic values, logical and ethical knowledge. The theoretical conditions of the fundamental nature of education are determined, being the combination of fundamental and modern scientific knowledge and the subject of development and objective studies of new approaches and forms of education. The practical conditions for the fundamental nature of education are specified: those related to the development of learning skills, comprehensive logical reasoning, personal volitional powers, abilities and motivation to creative and cognitive activity. The need for a balance between theory and practice in studying educational problems and the scientific training of teachers is substantiated and rationalized. Keywords: Education; philosophical theory; pedagogical theory; educational practice; educational process; fundamental nature of education; comprehensive logical reasoning; pragmatization of education; alienation of personality; humanization of education.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |