|
|||
Авторизация
|
Проблемы формирования внутренней позиции подростков в условиях лидерской смены ВДЦ «Орлёнок»Стр. «149—167» Психологические портреты девочек-подростков, лишенных родительского попечительстваАннотация. Описываются психологические портреты оставшихся без попечения родителей девочек-подростков, которые были специально приглашены стать участниками профильной лидерской смены ВДЦ «Орлёнок». Программа проводилась в 2018 г. сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. Использовались материалы анамнеза, сведения о родителях, информация о жизненном пути подростка. В русле концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной анализируются особенности проявления высших психических функций и содержательное наполнение структурных звеньев самосознания пяти девочек-подростков. В основе исследования лежат ежедневная работа с подростками в течение смены и включенное наблюдение. В ходе работы с подростками обсуждались понятия «личность» и «развитие личности», «внутренняя свобода» личности в заданных социумом условиях и др. Показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы и типичные особенности наполнения структурных звеньев самосознания: 1 – имя; 2 – притязание на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности; 5 – психологическое социально-нормативное пространство прав и обязанностей, а также поведенческие проявления девочек-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орлёнок». Ключевые слова: феноменология развития и бытия личности; делинквентные подростки, оставшиеся без попечения родителей; методы исследования: анамнез, беседа, включенное наблюдение, рефлексия на себя и других, А-тест ВИ.ЗИ.ЭС.; высшие психические функции: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональная сфера личности; содержательное наполнение структурных звеньев самосознания: 1 – имя, 2 – притязание на признание, 3 – половая идентификация, 4 – психологическое время личности, 5 – социально-нормативное пространство прав и обязанностей. Psychological portraits of adolescent-girls without parental careAbstract. Psychological portraits of adolescent-girls without parental care who were invited specially to participate in profile leader shift in All-Russian Children Centre “Orlyonok” are described. The program was leaded in 2018 by the staff of psychology of person’s development chair, department of pedagogy and psychology of MPSU. Anamnesis data, information about parents and adolescent’s life path were used. In line with V.S. Mukhina’s conception peculiarities of mental functions’ manifestation, substantive content of structural elements of self-consciousness of five adolescent-girls were analyzed. Daily work with adolescents during the shift and included observation constitute the basis for the research. Such notions as “personality” and “development of personality”, “inner freedom” of a person under given by society conditions were discussed with the adolescents. Peculiarities of higher mental functions, emotional sphere and specific character of content of structural elements of self-consciousness: 1 – name; 2 – pretention to recognition; 3 – gender identification; 4 – person’s psychological time; 5 – psychological socio-normative space of rights and duties along with behavioral manifestations of adolescent-girls under social situation of being in “Orlyonok” centre have been demonstrated. Keywords: phenomenology of person’s development and being; delinquent adolescents without parental support; methods of research: anamnesis, conversation, included observation, reflection towards oneself and others, A-test VI.ZI.ES.; higher mental functions: perception, attention, memory, imagination, speech; emotional sphere of a person; content of structural elements of self-consciousness: 1 – name; 2 – pretention to recognition; 3 – gender identification; 4 – person’s psychological time; 5 – psychological socio-normative space of rights and duties.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |