|
|||
Авторизация
|
Проблемы формирования внутренней позиции подростков в условиях лидерской смены ВДЦ «Орлёнок»Стр. «168—182» Социализация подростков в условиях внешних реалий: Анализ проблем в контексте концепции феноменологии развития и бытия личностиАннотация. Обсуждается идея В.С. Мухиной о принципиальном значении влияния внешних реалий на развитие психических функций и личностных качеств поколений людей. Рассматриваются позитивные и негативные влияния внешних реалий на развитие личностных качеств человека. Анализируются сущностные особенности трех внешних реалий: 1 – предметного мира; 2 – образно-знаковых систем; 3 – социально-нормативного пространства. Показано, что эти реалии несут в себе амбивалентные сущности, которые могут нивелировать личность. Так, человек может не восходить к потенциальным вершинам развития, но нисходить от своей возможной позитивной сущности. Показано, что подростки могут быть ориентированы на цивилизованное отношение к предметному миру, но при этом могут заимствовать алчные вожделения к отдельным предметам, могут оценивать статус друг друга через наличие значимых для них предметов. Подростки могут быть ориентированы на предметы, не соответствующие их социальному и возрастному статусу. Автор разделяет идеи В.С. Мухиной о том, что образы и знаки, создаваемые в истории человечества, формируют некие знания, которые предшествуют каждому отдельному человеку, и что реальность социально-нормативного пространства определяет долженствование – организацию поведения человека, а также образ его мыслей и мотивов. Социально-нормативные условия навязывают свои ориентиры подросткам, молодежи и старшему поколению. При этом подростки цепляют своим социальным вниманием амбивалентные составляющие реалий образно-знаковых систем. Ключевые слова:концепция феноменологии развития и бытия личности; внешние реалии как условие развития и бытия человека; реалии: предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства; высшие психические функции; уникальные качества человека как личности; нивелирование личности; амбивалентное отношение к вещи; социально одобряемые отношения к вещи; алчные вожделения; оценивание статуса другого через наличие значимых предметов; амбивалентные составляющие всех реалий; ценностные нормативные отношения; негативное асоциальное отношение. Socialization of adolescents under the conditions of external realities: Analysis of the problem in the context of “Phenomenology of person’s development and being” conceptionAbstract. V.S. Mukhina’s idea about principle significance of influence of external realities on mental functions and personal qualities of generations of people is discussed in the article. Positive and negative influences of external realities on man’s personal characteristics development are considered. Essential peculiarities of three external realities are analyzed: 1 – objective world; 2 – sign-image system; 3 – socio-normative space. It is shown that the above realities bear ambivalent essences that can level off a person. So, a person may not ascend potential peaks in his/her development but descend from his/her possible positive essence. It is shown that adolescents can be oriented to civil attitude to objective world, but at the same time they can adopt greedy desire for some objects; can evaluate status of each other through meaningful objects. Adolescents can be oriented towards objects that do not correspond to their social and age status. The author shares V.S. Mukhina’s idea that images and signs that have been created in the history of mankind form certain knowledge that precede every person. The author agrees with V.S. Mukhina that reality of socio-normative space determines commitment – organization of man’s behavior his motives, ways of thinking as well. Socio-normative conditions impose guidelines to adolescents, youth and elder generation. At the same time adolescents pay their social attention to ambivalent components of realities of image-sign systems. Keywords: conception of phenomenology of person’s development and being; external realities as a condition of man’s development and being; realities of: objective world; image-sign systems; socio-normative space; higher mental functions; unique qualities of man as a personality; evening-out of a person; ambivalent attitude to an object; socially upheld attitude to an object; greedy desire; evaluation of status of the other via significant objects; ambivalent constituents of all realities; value normative attitude; negative asocial attitude.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |