|
|||
Авторизация
|
Сензитивность к условиям развития и бытия на первых этапах онтогенезаСтр. «32—54» Генезис притязаний на признание ребенка в дошкольном возрастеАннотация.Работа посвящена проблеме развития психологического феномена притязаний на признание. Притязания на признание рассматриваются в контексте концепции В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания. Социальные условия предъявляют ребенку исторически сложившиеся требования к его социально-психологически ориентированным притязаниям на признание, что предполагает утверждение прав на общественное уважение со стороны близких взрослых, сверстников и других людей. Согласно замыслу исследования, анализ притязаний на признание осуществляется на материале дневниковых записей психологов и других взрослых причастных к развитию близких им детей. Из дневниковых материалов явно следует, что притязания на признание ребенка закладываются и проявляются на протяжении раннего детства и дошкольного возраста: когда он начинает осваивать свою телесность и ждет от близких поощрения в достижениях; когда он начинает чувствовать значимость для взрослых его имени; когда он начинает осваивать гендерную роль, которая ему предписана по рождении. И так далее – в соответствии со всеми ценностными ориентирами, заложенными исторически сложившимися социальными ожиданиями и требованиями к нему. Показано, что ребенок дошкольного возраста особенно сензитивен к сфере социальных оценок, он чувствителен к социальным ожиданиям, к одобрению и порицанию. Показано, что в онтогенезе происходит проникновение притязаний на признание во все структурные звенья самосознания (имя и внешний облик; половая идентификация; психологическое время личности; психологическое пространство личности. Особое ценностное значение для возрастной психологии имеют дневниковые записи В.С. Мухиной, вышедшие дважды в однотомниках (Близнецы, 1969;1997 гг., общим тиражом 45 000 экз.) и в двух томах в трех изданиях (1998; 2000; 2005 гг., общим тиражом 9000 экз.). Ключевые слова: самосознание; структурные звенья самосознания: имя и внешний облик, притязания на признание, половая идентификация, психологическое время, психологическое пространство; значимый взрослый; сверстник; рефлексия на себя и других; самооценка; воля; личностный смысл. Genesis of child’s pretention for recognition in pre-school ageAbstract. The work is devoted to the problem of development of such psychological phenomenon as pretention for recognition. Pretention for recognition is examined in the context of V.S. Mukhina’s conception about structural elements of consciousness. Social conditions put historical demands to child’s social-psychological oriented pretensions for recognition, which implies assertion of rights for public respect from close adults, peers and other people. According to research design, the analysis of pretention for recognition is based on materials of dairy records of psychologists and other adults involved in child development. It appears from the dairies that child’s pretention for recognition is laid and manifests itself during early and pre-school childhood: when a child begins to develop his corporeal self and is waiting for encouragement in achievements; when he begins to understand the significance of his own name for adults; when he begins to develop his gender role which is assigned by birth. And so on in accordance with all value orientations that were laid down by historical social expectations and demands to him. It is shown that a preschool child is especially sensitive in the sphere of social assessment; he is sensitive to social expectations, to approving and reprimand. It is shown that penetration of pretention for recognition into all structural elements of consciousness (name and appearances; gender identification; person’s psychological time; person’s psychological space) takes place in ontogenesis. Dairy records of V.S. Mukhina that were published twice in one-volume (Twins, 1969; 1997, with a circulation of 45000 copies) and in two-volumes in three editions (1998; 2000; 2005 with a circulation of 9000 copies) are of great significance for age psychology. Keywords: self-consciousness; structural elements of self-consciousness: name and appearance; pretention for recognition; gender identification; psychological time; psychological space; significant adult; peer; reflection to oneself and others; self-esteem; will; personal meaning.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |