Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2019 / Психическая энергия в контексте рефлексий пассионариев философии и наук/Psychic energy in the context of reflexions philosophy and sciences passionaries

Феномен психической энергии

Стр. «10—66»

Валерия Мухина

Психическая энергия в контексте рефлексий пассионариев философии и наук

Аннотация. Энергия – термин древнегреческой философии, озна- чающий действие, деятельность, наряду с энтелехией (обозначение актуальной действительности предмета). Энергия и ее виды пред- ставлены в контексте философии и современных наук (механики, физики, химии, астрономии и т. п., а также физиологии, биологии и психологии). Философия первой в период своего расцвета в Древней Греции нача- ла выстраивать свои мировоззренческие позиции в отношении сопря- жения энергии с деятельностью (и деятельности с энергией); в отноше- нии феноменов возникновения и уничтожения (Аристотель). Много позднее ученые-естествоиспытатели взялись за практиче- ское изучение феномена энергии и прошли путь от учения о животном электричестве к постижению психической энергии. Первоначально в России это были физиологи, прежде всего И.М. Сеченов. Он изучал: животное электричество, способность нервных центров заряжаться энергией, производство усиленных разрядов, а также много других сопряженных с энергией значимых проблем. Несколько позже в физиологической науке появился другой россий- ский экспериментатор и мыслитель – И.П. Павлов, который создал уче- ние об условных рефлексах и их сигнальной функции. Он изучал: многие проявления психической активности животных и человека; степени человеческой энергии; формы жизненной энергии человека; превращение энергии (химической энергии – в теплоту и нервной возбудимости – в нервный процесс); феномен суммации раздражений. В то же историческое время начинает развиваться энергетизм – философское учение, в основу которого легла идея об энергии как суб- станциональной и динамической основе мира. Наиболее последова- тельным теоретиком энергетизма стал В.Ф. Оствальд – немецкий химик и философ. Он пришел к пониманию того, что именно энергия, а не материя, является «единственной субстанцией мира» и что материя сущностно соединена с энергией. Интересы В. Оствальда касались химической энергии, раздражимости нервной системы, вплоть до духовной жизни. В это же время современник В.Ф. Оствальда В.М. Бехтерев, русский физиолог, психиатр и психолог, пристально изучал работы многих своих предшественников и пытался самостоятельно проникнуть в сущ- ностные глубины психики и жизни человека. Он ратовал за необходи- мость признания особой энергии, полагая, что психическое и физическое суть два несоизмеримых между собой явления, что оба порядка явлений обязаны своим происхождением одной общей скрытой от нас причине, которую он условно назвал скрытой энергией. В.М. Бехтерев последова- тельно рассматривал: взаимодействие психики и жизни; психику и жизнь как выражение запасной энергии и целый ряд других сущностно значимых феноменов психики и жизни. Он ратовал за необходимость признания особой энергии, полагая, что проявления скрытой энергии могут быть сознательные и бессознательные. Настаивал на том, что психология не может ограничиваться рассмотрением лишь одних пси- хических явлений, внимательно изучал взаимодействия психики и жизни. Основная мысль труда «Психика и жизнь» – показать теснейшее соотношение психики и жизни как производных энергий. Советский физиолог и психофизиолог Н.А. Бернштейн создал ряд новых направлений исследований, в том числе физиологию активно- сти. В каждой области специальных знаний он достигал значитель- ных результатов. Проблема физиологии активности, к которой физиолог имел особый интерес, также не осталась без его внимания и без его влияния. Отдельный, весьма значительный вклад в физиологию и психологию сделал А.А. Ухтомский. Ученый открыл и теоретически доказал, что феномен доминанты ответственен за общие свойства центров – голов- ного и спинного мозга, что доминанта – устойчивый очаг повышенной возбудимости. Он доказал, что пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни. Он выражал убеж- денность в том, что кора головного мозга – особый орган возобновления и краткого переживания прежних доминант с меньшей инерцией и с целью их экономического сочетания. Ученый показал, что всякое инди- видуализированное психическое содержание есть след от пережитой некогда доминанты. Особое место в науках занял замечательный глубокий ученый – Л.Н. Гумилев, который помимо вопросов взаимодействия общества и природы, а также этнических систем в этом взаимодействии весьма заинтересованно отнесся к проблеме пассионарности в этногенезе, а также к исторически сложившимся образам пассионариев – отдельных вошедших в историю персон. Это дало мне внутреннее право как автору сего труда свободно начать обсуждать пассионариев философии и наук. Отдельно в контекст моего труда вводится автор истории психо- логии науки – М.Г. Ярошевский, который выстроил принципы научного анализа и исследовал подходы к построению введенного в сферы наук нового научного направления. Я выражаю убежденность в том, что Великое идеополе обществен- ного самосознания имеет материальные и духовные носители, которые могут быть представлены как в реальных рукотворных предметах, вве- денных в процессе истории в обыденный мир человека, так и в реально- стях образно-знаковых систем, социально-нормативного простран- ства, в реальностях концептов и идей, дарованных человечеству пассио- нариями мысли, а также в реальности внутренней позиции самой лич- ности, в реальности внутреннего духовного пространства каждого отдельного человека. При этом Великое идеополе выступает для лич- ности как условие для самосозидания и духовного производства. Духовное производство – творческая деятельность пассионариев и отдельных представителей человечества, которые оказываются в кон- кретное историческое время в конкретном месте, чтобы продуциро- вать новые значимые идеи и художественные образы в философии, нау- ках и искусстве. Все вышеназванные реальности, созданные во всей истории челове- чества – результат духовного и материального производства, сущность которых сформировалась в его специфической исторической форме. Одухотворенная реальность внутренней позиции личности создает условия для возникновения и развития психической энергии не только в контексте рефлексий пассионариев-мыслителей, но и естественного для человечества состояния ощущения восторга от интеллектуальной силы пассионариев и заражения от сильных интеллектуально и энерге- тически личностей.

Ключевые слова: энергии; сопряжение деятельности и энергии; человеческая энергия; психическая энергия; психическая актив- ность; жизнь и психизм; идея внутренней энергии; способность нервных центров заряжаться энергией; заряжение энергией нервных центров; деятельность сопряжена с энергией – энергия сопряжена с деятельно- стью; феномен суммации раздражений; степени человеческой энергии; животное электричество; формы жизненной энергии человека; превра- щение энергии; энергетизм; энергия – единственная субстанция мира; энергия в физике и химии и понятие психической энергии; сознательные и бессознательные проявления скрытой энергии; психика и жизнь как выражение запасной энергии; физиология активности; доминанта; пас- сионарии – выдающиеся представители человечества, несущие в себе не только заряд биохимической энергии, но и психической энергии; истори- ческая психология науки; Великое идеополе общественного самосознания; духовное производство; условия для самосозидания и духовного про- изводства; реальности: концептов и идей, предметного мира, образно- знаковых систем, социально-нормативного пространства; внутренняя позиция личности; человеку присуща психическая энергия, дарящая ему шанс продуктивного восхождения к своему akme.

Psychic energy in the context of reflexions philosophy and sciences passionaries

Abstract. Energy is a term of ancient Greek philosophy, meaning action, activity, along with entelechy (the designation of the actual reality of the subject). Energy in modern philosophy and sciences is considered in a number of all types of energy, starting with the contexts of philosophy and sciences (mechanics, physics, chemistry, astronomy, etc., as well as physiology, biology and psychology). Philosophy was the first in the period of its heyday in Ancient Greece to begin to build its worldview positions in relation to the conjugation of energy with activity( and activity with energy); in relation to the phenomena of origin and destruction (Aristotle). Much later, natural scientists took up the practical study of the phenomenon of energy: from the doctrine of animal electricity to psychic energy. Initially, in Russia, these were physiologists, primarily I.M. Sechenov. He studied: animal electricity, the ability of nerve centers to be charged with energy, as well as the production of enhanced discharges, and many other significant energy-related problems. A little later, another Russian experimenter and thinker appeared in physiological science – I.P. Pavlov, who created the doctrine of conditioned reflexes and their signal function. He studied manifestations of the mental activity of animals and humans; degrees of human energy; forms of human vital energy; the transformation of energy (from chemical energy to heat and from nervous excitability to a nervous process); the phenomenon of stimuli summation. At the same time, energetism, a philosophical doctrine based on the idea of energy as the substantial and dynamic basis of the world, began to develop. The most consistent theorist of energetism was W.F. Ostwald, a German chemist and philosopher. He came to understand that it is energy and not matter that is the «only substance of the world», that matter is essentially connected with energy. Ostwald’s interests were concerned with chemical energy, the irritability of the nervous system, up to the spiritual life. At the same time, V.F. Ostwald’s contemporary V.M. Bekhterev, a Russian physiologist, psychiatrist and psychologist, closely studied the works of many of his predecessors and tried to independently penetrate the essential depths of the human psyche and life. He argued for the need to recognize a special energy, believing that the psychic and the physical are two incommensurable phenomena that both orders of phenomena owe their origin to one common reason hidden from us, which he conditionally called hidden energy. V.M. Bekhterev considered such problems as: the interaction of the psyche and life; the psyche and life as an expression of spare energy and a number of other essential phenomena of the psyche and life. He argued for the need to recognize a special energy, believing that the manifestations of latent energy can be conscious and unconscious. He insisted that psychology cannot be limited to the consideration of only one mental phenomenon, carefully studied the interaction of the psyche and life. The main idea of the work «Psyche and Life» is to show the closest relationship between the psyche and life as derived energies. The Soviet physiologist and psychophysiologist N.A. Bernstein created a number of new areas for research, including the physiology of activity. In every area of specialized knowledge he achieved significant results. The problem of the physiology of activity, in which the physiologist had a special interest, also did not remain without his attention and without his influence. A special, very significant contribution to physiology and psychology was made by A.A. Ukhtomsky. The scientist discovered and theoretically proved that the dominant phenomenon is responsible for the general properties of the centers – the brain and spinal cord, that the dominant is a stable focus of increased excitability. He proved that as long as the dominant in the soul is bright and alive, it holds in its power the entire field of spiritual life. He expressed the belief that the cerebral cortex is a special organ for the renewal and brief experience of former dominants with less inertia and for the purpose of their economic combination. The scientist has shown that individualized mental content is a trace of a once experienced dominant. A special place in the sciences was occupied by a remarkable deep scientist – L.N. Gumilev, who, in addition to the issues of interaction between society and nature was very interested in the problem of passionarity in ethnogenesis, as well as in the historically formed images of passionaries – individual persons who have entered history. This gave me the inner right, as the author of this work, to freely begin to discuss the passionaries in philosophy and the sciences. Separately, the author of the history of the psychology of science – M.G. Yaroshevsky, who built the principles of scientific analysis and explored approaches to construction of a new scientific approach, is introduced into the context of my work. I am convinced that the Great ideofield of public consciousness has a material and spiritual carriers that can be represented as real-man-made objects introduced in the course of history in the everyday man’s world, and as the realities of sign-image systems, socio-normative space, in the realities of concepts and ideas, given to humanity by passionaries, as well as in reality of person’s internal position, in reality of person’s inner spiritual space. The Great ideofield is a condition for person’s self- creation and cultural production. Spiritual production is the creative activity of passionaries and representatives of humanity who find themselves in a specific historical time in a specific place in order to produce new significant ideas and artistic images in philosophy, science and art. All the above-mentioned realities created throughout the history of mankind are the result of spiritual and material production, the essence of which was formed «in its specific historical form». The spiritualized reality of person’s inner position creates the conditions for the emergence and development of psychic energy not only in the context of passionarie- thinkers’ reflections, but from feeling delight from intellectual power of passionaries and contagion from strong intellectual and energetic personalities.

Keywords: energy; conjugation of activity and energy; human energy; psychic energy; mental activity; the life and psychism; the idea of internal energy; the ability of the nerve centers to recharge batteries; the charging energy of the nervous centers; activity is associated with the energy – the energy is associated with the activity; the phenomenon of summation of stimuli; the extent of human energy; animal electricity; forms of vital energy; energy transformation; energetism; energy is the only substance in he world; energy in physics and chemistry and the concept of psychic energy; conscious and unconscious manifestations of latent energy; mind and life as an expression of spare energy; physiology activity; dominant; passionaries are the outstanding representatives of humanity, carrying not only the charge of biochemical energy, but mental energy as well; historical psychology of science; Great ideofield of public consciousness; spiritual production; the conditions for selfcreation and spiritual production; reality: concepts and ideas, the world of objects, sign-image systems, socio-normative space; the internal position of an individual; a person has an inherent psychic energy that gives him a chance for productive ascent to his akme.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности