Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2019 / Вопросы наставничества в современном образовании/Issues of mentorship in modern education

Вопросы наставничества в современном образовании

Стр. «67—93»

Виктор Басюк

Вопросы наставничества в современном образовании

Аннотация. Обсуждаются: методологические подходы к развитию индивида как субъекта; развитие научного вид́ения субъект-субъектного взаимодействия между людьми, особенно – в отношении взаимодействия педагога и ребенка; влияние основных факторов, определяющих развитие личности на становление субъект-субъектных отношений (генотип; социальные условия; внутренняя позиция личности). Особое внимание уделено посреднической функции педагога в личностном раз- витии ребенка в период школьного обучения. Педагог рассматривается в качестве проводника (посредника) между системой знаний, культурных и исторических традиций, а также через его субъективное видение особенностей влияния культуры на развитие новых поколений в контексте веяний нового времени. Профессиональный посредник обеспечивает готовность ребенка к осознанному отношению исторически сложившихся ожиданий от каждого человека нового времени, к формированию внутренней позиции личности в отношении к другому, к миру людей в целом, к самому себе.

Ключевые слова: посредничество; посредник; субъектность индивида; субъект-субъектное взаимодействие; посредническая функция педагога; реалии пространства социального взаимодействия (общение; многообразие человеческой деятельности; система обязанностей и прав человека в обществе); внутренняя позиция личности.

Issues of mentorship in modern education

Abstract. Methodological approaches to person’s development as a subject, development of scientific understanding of subject-subject interaction and interaction between an educator and a child in particular, influence of the main factors that determine the development of personality and formation of subject-subject relations (genotype; social conditions; person’s inner position) are discussed. Special attention is paid to mediating role of an educator in personal development of child during the school period. Educator is considered as a guide (mediator) between system of knowledge, cultural and historical traditions as well as through his/her subjective understanding of peculiarities of culture influence on new generations development in the context of new time trends. Professional educator provides child’s readiness for conscious attitude to historical expectations from every person of the new time, to formation of person’s inner position in relation to the other, to the world of people in the whole, to himself.

Keywords: mediation; mediator; person’s subjectity; subject-subject interaction; educator’s mediating function; realities of social interaction space (communication; diversity of man’s activity; system of man’ duties and rights in society); person’s inner position.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности