Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2024 / О химере научности философии / About the chimera of scientific philosophy

Научные дискуссии

Стр. «35—48»

Сергей Пилецкий

О химере научности философии / About the chimera of scientific philosophy

Аннотация. Считается, что психология выкристаллизовалась из философии. В методологии принято сепарировать философию от наук. Обсуждается давняя, но во все времена актуальная проблема – научность философии. Автор подвергает сомнению сей статус и старается доказать, что искусственно навязываемые философии требования и каноны научности чрезвычайно сужают горизонты философских интересов и обедняют поле исследовательской деятельности. Более того, автор пытается обосновать, что стереотипы и «трафареты» извращенно понимаемой научности могут быть вредоносны как для индивидуального философского творчества, так и для судьбы философии вообще.

Ключевые слова: философия; методология науки; научность; фундаментальная наука; прикладная наука; каноны; критерии; рациональность; творчество.

Abstract. Psychology has been “crystallized” from philosophy. Philosophy is also separated from sciences. The ancient, but actual in all the times problem – the scientific status of philosophy is devoted. The author questions this status and tries to prove that the artificial imposing of the requirements and canons of science to philosophy extremely narrow the horizons of the philosophical interests and impoverishes the field of the research activity. Moreover, the author attempts to justify the thesis that the stereotypes and the «stencils» of the perverted understanding of the scientific status are quite harmful both for the individual philosophical creation and for the perspectives of philosophy in common.

Keywords: philosophy; science methodology; scientific status; fundamental science; applied science; canons; criterions; rationality; creation.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности